№ 3.
Мы потребляем недостаточно белка
Вообще жизнь — это способ существования белковых тел. Но происходит то, что раньше мы, врачи, наблюдали только у онкобольных, а сейчас видим у «пересічного громадянина». Саркопения — недостаточное количество и качество мышечной ткани.
Мышечная ткань это «наше всё» — не только те мышцы, которые видны, но и невидимые глазу, из которых состоит сердце, кишечник, сосуды и так далее. Для того чтобы была нормальная мышечная ткань, человек в частности должен потреблять достаточное количество белка.
Проследите за собой, сколько белка (мясо, рыба, бобовые) вы потребляете? Потому что, возвращаясь к п. 2, если у человека достаточная по количеству и по качеству мышечная масса, то даже если он переест углеводов, и глюкоза в крови повысится, мышцы, которые являются активными потребителями глюкозы, сожгут её избыток, и организму не нужно будет выбрасывать так много инсулина.
Нормы потребления белка: 1 г белка на 1 кг массы тела. Например, 100 г куриной грудинки содержат 22–25 г белка. Значит, человек с весом 70 кг должен съедать около 300 г. Вроде бы и немного, но каждый день.
То же касается жиров. Жиры должны быть хорошие, правильные — никакого маргарина. Пусть это будет оливковое масло, содержащее омега-3 ненасыщенные кислоты, и сливочное масло с его большим количеством витамина А.
№ 4.
Мы едим слишком часто и перекусываем между приёмами пищи
Обычному человеку, условно здоровому, без проблем с желудочно-кишечным трактом достаточно есть пару раз в день. Трёхразовое питание появилось во времена промышленной революции, а до этого считалось обжорством.
Не надо есть пять раз и следует полностью убрать перекусы. Почему? Возвращаемся к п. 2. Основная часть нашего рациона — всё таки углеводы. Человек съел продукт, в котором так или иначе есть углевод. Продукт переработался в желудочно-кишечном тракте, и глюкоза, образовавшаяся в результате переработки, попала в кровь. Если её поступило мало, общий её показатель в крови поднялся ненамного, организм выработал небольшое количество инсулина, который быстро приведёт её в норму. Если же вы съели продукт с высоким гликемическим индексом, то после его переработки в кровь поступило большое количество глюкозы, на которую выработалось много инсулина.
Всё дело в том, что даже когда глюкоза опять достигла нормы, инсулин не может так быстро снизиться и продолжает «гасить» глюкозу, снижая её даже ниже нормы. Что происходит, когда уровень глюкозы в крови ниже, чем нужно? — Организм думает, что он голоден, посылает мозгу сигнал, и человек опять хочет есть.
Получается, постоянно перекусывая, мы держим глюкозу и вместе с ней инсулин на уровне выше допустимого. Со временем глюкоза перестаёт «узнавать» инсулин, его требуется всё больше и больше, чувствительность глюкозы к инсулину снижается, и это первый шаг на пути к инсулинорезистентности. Чем это чревато, мы уже рассмотрели.
В идеале человек должен есть, только когда голоден. Посмотрите на детей — их невозможно усадить за стол, если они не проголодались. С возрастом этот навык исчезает, и, я думаю, потому, что у нас слишком много «привычной» еды. Мы едим не когда в этом нуждаемся, а от нечего делать — заедаем стресс, просто жуём, когда что то читаем или смотрим.
Как проверить, действительно ли вы хотите есть на самом деле? Проведите очень простой тест: выпейте стакан воды. Если после этого, скажем, через десять минут всё равно чувствуете голод, тогда поешьте. Если же нет, то — нет.
№ 5.
Мы заедаем стресс
Нельзя есть в состоянии стресса. 100 %, что человек переест. А причина номер один появления лишнего веса — как раз переедание. Свой вес всё же надо удерживать. Не говоря о том, что переедание — это опять глюкоза в крови, инсулин и дальше см. п. 2.
В идеале человек должен быть спокоен, удовлетворён жизнью, и в состоянии стресса он за стол не садится. А для борьбы со стрессом прекрасно помогают любые физические нагрузки — неважно, вышли ли вы убрать листья у себя в саду, пройтись с палками по лесу, занимаясь скандинавской ходьбой, или поработать на тренажёрах. Либо дыхательные упражнения.
***
И в заключение.
Действительно, мы все живём в рамках своего генетического «коридора». Кто то всю жизнь может злоупотреблять сладким, но сахарного диабета не заработает. Его генетическая система способна справиться с тем количеством углеводов, которые он поглощает. А кто то, может быть, и немного ест сладкого, но вынужден постоянно бороться с лишним весом.
Все мы разные, и бессмертие обещать вряд ли получится. Я не уверена, что «людей изменит сельдерей», но точно знаю, что пора перестать вести «прекратительный образ жизни» (по меткому выражению Николая Лескова, когда человек делает заведомо неправильные вещи, оправдывая их). А привычки, хорошие они или плохие, — просто факторы, управляемые нашей осознанностью и осведомлённостью.
Комментарии 2