В трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Пасхальный фестиваль
– Вы занимались Киевским распевом, ваша диссертация посвящена ему. Это очень глубокое исследование, очень интересная работа, расскажите немного о ней.
– В свое время Господь дал мне прекрасную возможность, преподнес чудесный подарок, когда после окончания мною консерватории я узнал, что в Национальной музыкальной академии ассистентуры и аспирантуры открылась новая кафедра старинной музыки, которую возглавила Нина Александровна Герасимова-Персидская. Она была моим первым научным руководителем.
У меня были учителя, на которых можно было равняться и которые задавали самую высокую планку
Я начинал у Ильяшенко, а потом была Нина Александровна. И я счастлив, что у меня были такие учителя, на которых можно было равняться и которые задавали самую высокую планку. Это были люди, имевшие Бога глубоко в душе. Они об этом не говорили, они этого не афишировали, но в общении с ними они мне давали блестящие уроки и задавали такую высокую планку, к которой я и сейчас хочу тянуться.
Вообще, музыка – она удивительна, она неизреченна. Это дар Бога человеку. И для меня открываются прекрасные перспективы, когда мы используем профессиональную методику обучения вокалу и через нее приводим человека к правильному духовному состоянию, о котором говорит Православие. Потому что методика певческой профессионализации направлена, прежде всего, на определение опоры в жизни. А с христианской точки зрения – это опора на Христа в нас! И человеку надо это показать. Например, в свободе звукообразования и т.д. Это относится как раз к теме консерватории, к теме музыки и той свободы, которая окружает человека в звуке.
Знаете, составлял я в этом году учебное расписание, зашел в учебную часть. А заведующая учебной частью, увидев меня, произносит вдруг одну фразу: «Только любовь!..» Я ей отвечаю: «Спасибо!» И теперь каждый раз, приходя в консерваторию, я хочу увидеть ее, чтобы услышать эту фразу и сказать: «Как нам этого не хватает!»
Только в консерватории можно это услышать, потому что тут люди живут вне политики, они ищут чистой музыки...
Распев – это язык богообщения
Теперь – о Киево-Печерском распеве. Мне задали такую тему: «Киево-Печерский распев как феномен богослужебно-певческой культуры Украины». Я записывал ноты, делал аудиозаписи, я думал о нем долгое время. Потому что распев – это язык, язык богообщения, который был выработан в народном монастыре, главном, центральном монастыре Киева и Украины. Тут покоятся своими мощами преподобные и богоносные отцы наши...
Как-то я ездил в паломничество и услышал одну женщину, которая говорила: «Моя мама из Алма-Аты пешком ходила в Киев на поклонение преподобным угодникам...». И действительно, раньше люди со всего мира считали делом чести сходить в Киево-Печерскую лавру и поклониться ее святыням. А ведь мы сегодня имеем эту возможность каждый день!
Я преподаю в семинарии и в академии, и распев – этот уникальный язык, если говорить профессиональным языком, – объединяет в себе и Средневековье, и новое время. Он примиряет в себе эти две культурные парадигмы, между которыми, казалось бы, существует водораздел. В своем многоголосии он «воцерковляет» период монодический, как бы примиряет одноголосие и многоголосие, и на все века дает тот уникальный образ пения, славословия Богу, который соединяет в себе гармоническую красоту и тот духовный этос молитвы, внутренней сути, который должен являться в музыке. Главное в нем – уход от аффектации, от внешнего. Пение – всегда через внутреннее содержание! Это очень важно.
Уходить от внешнего и думать о внутреннем
– У нас в православном храме все имеет значение: и живопись, и музыка, и священнодействие, и образы, и обряды, и даже внешнее изображение храма. Все это имеет сокровенный, глубинный смысл. Музыка же церковная оказывает очень сильное воздействие на человека: это язык молитвы, прообраз ангельского пения.
Вы сказали о серьезном духовном багаже, которым должен обладать человек, чтобы правильно воспринимать хорошую музыку, в том числе и духовную. Значит ли это, что человек совершенно неподготовленный (и даже невоцерковленный) способен в своей душе открыть какие-то глубины при звучании тех или иных песнопений, той или иной музыки? Или все-таки необходим тот самый культурный багаж, фундамент (как угодно назовите), чтобы ее воспринимать? В таком случае, как же молились наши бабушки – часто вообще необразованные, – стоя в храме и воспринимая божественные звуки наших хоров, руководимых почившими в настоящее время церковными дирижерами, например, такими, как архимандрит Матфей (Мормыль), В. С. Комаров, Г. Рождественский и другими? Но я более чем уверен, что они воспринимали это пение во всей полноте! Как и те, например, кто обладает настоящим музыкальным образованием... Или я не прав?
– Нужно иметь комплексный подход. Земная жизнь – это школа, школа богопознания. Господь сказал, что жизнь вечная состоит в том, что «да знают Тебя, Единого Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин. 17, 3))... Поэтому мы обязаны учиться. А кому-то все дается просто вот так, в простоте сердечной. Помните: «где просто, там ангелов со сто»? Прорываясь духовно, мы приходим к этим единым вещам духовной целостности, которые связаны с молитвой. И это замечательно! И мы знаем много таких примеров, когда бабушки поют – и воистину идет молитва! И наоборот: собран профессиональный коллектив, прекрасное внешнее исполнение, но нет внутреннего содержания...
Проблема музыки в том, что подчас у нее есть форма, а содержание может отсутствовать
Проблема музыки в том, что подчас у нее есть форма, а содержание может отсутствовать. Мы же всегда – за эту гармонию, за музыкальный профессионализм, за молитву и духовный подход! За вот этот синтез. И тогда получается очень хороший результат.
Очень хорошо, когда потенциал музыки взят на вооружение хорошим музыкантом. А мы все время учимся, мы развиваемся, мы ищем, мы спрашиваем. И также поднимаем свой духовный градус.
Таким образом, необходимо искать, необходимо читать, спрашивать, рассуждать, совершать внутреннюю работу и поиск.
Это связано с так называемым «внутренним деланием», которое является сутью Православия. И музыка – это и есть это делание, когда мы ищем, мы спрашиваем, мы сверяем, мы читаем... Мы не превозносимся, мы понимаем духовные вещи, связанные со смирением, с самоуглублением. Мы движемся... А музыка – она отображает вот этот процесс движения. Мы должны все время уходить от внешнего и думать о внутреннем.
– Сейчас у нас очень большое количество регентских, певческих курсов, много их открывается и благодаря, наверное, певческому съезду. Люди поступают туда не только для того, наверное, чтобы обязательно стать регентом, но, прежде всего, чтобы научиться петь… И, конечно же, общая молитва – это, наверное, и конечная цель таких курсов?
– Это все очень хорошо, я так и говорю своим студентам: «Когда закончится наша земная жизнь, наступит ‟худсовет”: будет ‟прослушивание” для каждого из нас. Хор поет, например, в стиле ‟рок” (он так научен, он слушал только земные ритмы вот в такой эстетике), и вот, на таком ‟итоговом худсовете” певцам скажут: ‟Вы извините, но вам – не сюда! Вам – в другой кабинет, на другой этаж!”»
Музыкант часто может забыть какие-то песни, но псалмы – они с ним останутся. Поэтому, если человек изучает обиход, и его правильно научат его пропеть, это останется с ним на всю жизнь!
Как душа и тело
На прошедшем певческом форуме у меня был доклад, посвященный «мистериальной драматургии православного богослужения». Мы же должны знать либретто, когда мы приходим в оперный театр! Так же мы должны знать и «священное либретто», когда мы приходим на богослужение! Это вселенная богослужебная, полная смысла! Это настоящая «литургическая археология»: мы созерцаем и древний лес, и какие-то отдельные деревья и кусты, и подлесок какой-то... Это удивительно красиво, это надо изучать, и в этом аспекте человеку надо «ставить сознание» так же, как и ставить «на опору» вокальный голос!
Чтобы мы видели, призываясь в мир богообщения, для встречи, для общения с Богом, – что нам предлагается духовное сокровище для нашего обогащения. Такие идеи и понятия, которые мы должны воспринять и сделать их своими...
Это простые вопросы: нужно лишь выстроить духовную иерархию ценностей, научиться радоваться, удивляться Богу, благодарить Его. От печали переходить к радости – с тем, чтобы закрепиться в этой радости, чтобы испытать торжествующую любовь, свет, жизнь.
И уйдет негативное – придет позитивное, человек укрепит таким образом свою волю. И каждый литургический фрагмент, богослужебный эпизод (ведь служба строится по модульному принципу – развитие есть, но это как принцип иконографии и классической монодии, когда она складывается из попевочного, мозаичного принципа) несет в себе целый комплекс. Надо это понимать, и не просто «петь» данное песнопение, но размышлять, что стоит за этим.
В театре, например, готовится постановка. И мы изучаем вещи, связанные с постановочными моментами – это надо понять, это надо изучать. Поэтому очень хорошо, что люди идут с желанием заниматься пением: они это будут понимать.
Смысл должен воплощаться в теле формы
– Вы уже отчасти ответили на этот вопрос, но все-таки: что превалирует в песнопении – текст или музыка?
– Ответ очень простой. Это – как душа и тело. Тело – внешнее изображение души, но ведь душа воплощается в форме тела. Тело всегда несет знак присутствия души. Буквы – они складываются в слова, фразы, а сами фразы – в текст. И так от малого мы переходим к целостному. Мир – да, он дробный, он фрагментарный. Сейчас особенно популярно «клиповое мышление», об этом сегодня многие говорят. Но чтобы приходить к целостности, мы должны преодолеть эту фрагментарность. Чтобы увидеть всю картину – мы должны несколько отдалиться, отойти назад, чтобы увидеть ее целостно. Мы же часто воспринимаем картину в виде отдельного пикселя, поэтому смысл должен воплощаться в теле формы.
Чистой душой надо чисто петь
– Жаль, что наши читатели не присутствовали на вашей лекции, где был представлен замечательный видеоряд: ведь слушатели не только слушали ваш доклад, но еще и лицезрели замечательный подбор картин. Поэтому всем рекомендую посмотреть лекцию в Интернете: надеюсь, в материалах форума она будет представлена. Это не просто умно, красиво и целостно высказано, но еще глубоко и замечательно проиллюстрировано!
– Есть вещи, которые ты переживаешь, которыми живешь, которые ищешь. Кстати, Господь часто отвечает тебе, и это очень ценно! Тогда ты понимаешь одну вещь: мир очень боится, что через веру в Бога человек будет обретать духовную свободу, будет приходить к творческим моментам! К жертвенной любви и к личностным вещам. Человек призван к познанию своего внутреннего «я» через богопознание. И даже можно сказать так: человек не сможет познать Бога через самого себя. Господь так премудро устроил. И это очевидно, что истина открывается только через молитву, через славословие, через пение. Поэтому надо учиться правильно петь!
Человек призван к познанию своего внутреннего «я» через богопознание
Я могу напомнить историю: при выборе веры в Константинополе посланники князя Владимира при «испытании веры» выбрали православную веру именно из-за эстетического компонента, именно из-за пения. Именно пение стало главным аргументом, подтверждающим истинность Православия, его красоту и его совершенство.
Это тот дар, который дан нам Богом, и нам нужно им обогащаться.
– Украина издревле поставляла в наши церковные хоры прекрасные, одухотворенные голоса, которые создавали в хоре, наряду с особой музыкальной выразительностью, определенный, ни с чем несравнимый духовный колорит. На ваш взгляд, с чем это связано? Может быть, это уже генетически, в крови у людей, есть какое-то трепетное отношение к святости, к нашему древнему наследию, к нашим исконным святыням?
– Да, я думаю, что это преемственность. Это предание – то, чем живет Церковь. Люди старшего поколения понимают, что в так называемый «советский период» (который часто и в основном весьма справедливо ругают) были явлены великие тайны Божии по сохранению нашего человека от растления всей этой западной цивилизацией, по сохранению его души.
– Но все-таки это было во многом вопреки...
– Конечно, вопреки! Это парадокс! Тут даже нечего говорить, какой ценой все это происходило. И я смотрю, как люди старшего поколения это все сохранили – эту певческую, богослужебную культуру, и культуру жизни. Например, аристократия несла в себе достоинство. А достоинство – это способность нести в себе образ Божий неоскверненным, не опускать его. Вообще, эти вещи могут утверждаться только в религиозных интуициях.
Так же и в пении, когда мы говорим об интонации, о духовной культуре. Потому что когда человек воцерковляется, он становится мягким. Вера в Святую Троицу ведет тебя к альтруизму, не к потребительским вещам. Например, ты уже не можешь красть, потому что ты понимаешь, что за все последует воздаяние.
Если ты осознаешь, что такое Жертва Христова, ты становишься милостив к людям. Ты ищешь правды, но вместе с тем ты понимаешь, что правда может быть только на Небе. И если ты понимаешь, что те, кто Христа распяли, должны были его принять с любовью, то тебе открываются глубинные мысли относительно окружающего нас мира.
Если ты осознаешь, что такое Жертва Христова, ты становишься милостив к людям
Почему главной добродетелью Православия является смирение («Блажени нищие духом» (Мф. 5, 3))... И вообще, ведь заповеди блаженств – это абсолютно обратная перспектива для мира, потому что мир этого не может принять. Ну, перефразируя, можно сказать, что «счастливы те, кто вообще-то несчастлив»: плачущие, миротворцы, чистые сердцем, милостивые...
Поэтому, без сомнения, те люди, которые в советское время сохранили свою душу, очень для нас ценны.
У меня был педагог, который скончался более чем в столетнем возрасте, Павел Иванович Муравский. Я помню, еще до распада Советского Союза он говорил: «Надо спивати по-православному!» Он поднимал руку и так говорил: «Мы – православные!» А потом он говорил еще, что «чистой душой надо чисто петь»... Чистая вода, чистый воздух... И вот, те вещи, которые он нам объяснял, его интерпретации хоровой музыки были по-настоящему церковными! Хотя он и не был постоянным прихожанином храма, у него все было в душе.
Россия и Украина неразделимы
К вопросу вдохновения и души... Многие говорят у нас на Украине: «Вечер тихий, тихесенький...». Это очарование! Оно было и есть, почему все эти энергии, все эти силы вражеские и пришли в «Иерусалим Земли Русской», в колыбель Крещения: чтобы взорвать ее, осквернить ее изнутри.
Но так же, как и с Россией, они сбрасывают со счетов, что Украина – Дом Пресвятой Богородицы, что у нас есть Преподобные и Богоносные отцы наши Печерские. И сколько бы ни было нападок на лавру, раньше или сейчас, конечно же, их святыми молитвами все наши святыни будут стоять. И по большому счету, все эти силы уже посрамлены: они не получили того, чего хотели!
Нет комментариев