«О Соломоне».
1 О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;
3 да принесут горы мир людям и холмы правду;
4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, -
5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;
7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;
8 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;
9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;
10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;
12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.
13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;
14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;
15 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;
16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;
17 будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем племена, все народы ублажат его.
18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
(Пс.:71:1-20).
В еврейской Библии этот Псалом носит надписание Псалма Соломона.
Профессор А.П. Лопухин предполагает, что он «представляет в своем содержании изображение того идеала царя и царствования, какой себе нарисовал Соломон и какой он желал бы осуществить». «Если же он молится о себе в третьем лице, то это не необычно в Псалтири. Напр., Давид в Пс.17 молится о себе в третьем лице; псалмы 19, 20 написаны им о себе от лица народа».
Многие толкователи считают, что отдельные стихи в Псалме 71 пророчески обращены к грядущему Мессии.
1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;
Чтобы судить избранный народ судом Господа, царю необходимо ориентироваться на высоту Божиих критериев, Его уровень мудрости, знания природы вещей, Законов. Но человек слаб и пристрастен.
Достичь Божиих Высот самостоятельно невозможно, поэтому царь просит для у Господа Его суд и Его правду для своего служения.
3 да принесут горы мир людям и холмы правду;
4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, Народ Израиля - это, в основном, пастухи и земледельцы. Вокруг полей не выстроишь стены. Естественной преградой от внешнего мира служат горы и холмы. Но они же закрывают горизонт. В прошлом, до правления Давида и Соломона, враги появлялись неожиданно из-за гор и холмов. Уводили скот, отбирали урожай.
Сильная власть царя принесла людям уверенность, что они находятся в безопасности и могут спокойно заниматься своим мирным трудом.
Когда решен вопрос мира, царь может заняться проблемами простых людей: судить нищих справедливым судом, спасать сирот и ограничить произвол притеснителей народа.
5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
«Страх Господень чист, пребывает вовек», (Пса.18:10), - утверждал Давид.
Сам Соломон считал, что «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти». (Прит.14:27).
Царь молится, чтобы этот «источник» насыщал его народ вечно, «доколе пребудут солнце и луна».
6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;
7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;
«… мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится», - сказал Апостол Павел в (1Кор.13:9-10),
Мы, люди Новозаветного Времени, не можем воспринимать эти стихи, не относя их к Господу и Спасу нашему Иисусу Христу.
На церковнославянском ст.6: «Снидет яко дождь на руно».
Вот как этот стих толкует Иоанн Златоуст:
«Что это значит? Это значит, что Сын Божий, явившись на землю, пришел не с потрясением вселенной, не среди блеска молний и грохота громов, наконец без обнаружения Своей божественности. Этого не вынесли бы горы (земные), потому что «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прикоснется… горам, и они задымятся« (Пс.103:32). Если бы Он обнаружил Свое действительное бытие, тогда бы солнце погасло, луна померкла, море иссохло, земля погибла, наша природа обратилась бы в ничто. Поэтому Он облекся в плоть, пришел тихо и без шума, так что никто не знал, даже сам диавол. Пришел тайно и вселился в девическую утробу. О, чудные и неслыханные дела! Камень расседается, а утроба не расседается; горы разрушаются, а утроба носит Бога! Как объяснить? Как понять? О, безумие еретиков! Как раба носила Владыку? Исследующий небесное (рождение Сына), объясни земное: как Вездесущий был в утробе, и в тоже время не был заключен в ней? Потому что и в утробе Он был и на престоле восседал. Как это (могло быть), я не знаю; принимаю верою и не допытываюсь умом... падая на землю, дождь производит шум, падая же на шерсть и руно, шума не производит, потому что мягкость шерсти заглушает силу падения дождя».
8 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;
9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;
10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
Владения Соломона вышли за границы Израиля.
«От моря и до моря» - образ бескрайности.
Это перекликается с обетованием, который Господь дал своему народу:
«Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши». (Втор.11:24).
«Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего». (Исх.23:31).
По толкованию профессора А.П. Лопухина: «в данном стихе речь идет фактически о всей земле, какой ее представляли себе древние евреи. Между тем ни один земной царь никогда не владел ею, т.е. сказанное в этом стихе пророчески обращено к грядущему Мессии».
12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.
13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;
14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;
Блаженный Феодорит Кирский также рассматривает этот Псалом, как Мессианский. О ст.12-13 он пишет:
«Все поклонятся Ему, освободившись от жестокаго диавольскаго мучительства. Ибо сильным наименовал Пророк диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога. Сверх того и властвующих смиряет Он Божественными законами, поражает геенскими угрозами и заставляет оказывать некую пощаду нищим».
16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;
17 будет имя его [благословенно] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его.
Сама земля отвечает изобилием на сошедший на землю мир. Хлеба будут произрастать на горах, колосья будут возвышаться как кедры ливанские.
Такое изобилие будет способствовать росту населения. Имя правителя будет «благословенно вовек», и через него, через принятия основ его правления, благословятся все «племена земные».
18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
Обратимся еще раз к толкованию профессора А.П. Лопухина:
«18–19 стихи не принадлежат писателю псалма, они представляют прибавку составителя сборников песней Псалтири... Псалом 71… представляет изображение того идеала царя и царствования, который нарисовал себе Соломон... Но известный, исторический Соломон только начал свое царствование в указанном псалмом духе. Войн при нем не было, евреи пользовались внешним довольством – у каждого был свой виноградник и своя палатка, а также уважением среди иноплеменников; судебными своими решениями он поражал своих современников и имя его стало известным по всему миру. Во второй же половине своей жизни он, как известно, заслужил даже осуждение от Бога. Да и по существу нарисованного здесь идеала последний непосилен для человека вообще... Такое царствование может принадлежать только Богу. Нарисованный Соломоном идеал царства нашел осуществление в Иисусе Христе, учение Которого – учение любви и всепрощения, царство Его – царство мира и правды и его назначение – распространиться по всей земле и навечно».
71:20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
Возможно этим Псалмом заканчивалась одна из Книг Псалтири.
В Псалтири и далее будут встречаться Псалмы Давида. И не все предыдущие Псалмы принадлежали Давиду. Псалом 49 был написан Асафом, а Псалмы 43-48 - сыновьями Кореевыми.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1