Читая примеры постоянства в вере и великодушия Божиих святых, мы тоже утверждаемся и в вере, и в великодушии.
Когда слуги Копронима принуждали святого Стефана к отречению от иконопочитания, дабы угодил [он этим] императору-иконоборцу, Стефан вытянул руку, собрал пальцы в горсть и сказал:
«Если бы имел я в себе лишь горсть крови, то и ее пролил бы за икону Христову».
У царя Маврикия было шесть сыновей, из которых последний был еще младенцем. Для этого своего юнейшего сына царь держал при дворе отдельную кормилицу, которая его питала. Царя Маврикия постигла тяжкая участь: [узурпатор] Фока свергнул его с престола и приговорил к смерти вкупе со всеми его шестью сыновьями. На глазах отца сих сыновей убивали одного за другим. Кормилица должна была отдать шестого царского сына, чтобы и он был казнен, но она великодушно сжалилась над судьбой несчастного царя и его детей и в тот же миг решила сохранить жизнь по крайней мере сему царевичу-младенцу. Поэтому когда потребовали у нее от груди царского сына, она вместо него отдала собственного сына-младенца, и он был обезглавлен. После всех отрубили голову и царю Маврикию.
Его младший сын вырос, считая кормилицу своей матерью. Когда же открыла она ему всю тайну, он сделался необычайно серьезен, так что решительно оставил мир и удалился на Синайскую гору, где принял монашество и посвятил себя Богу, чтобы этим своим поступком освятить [также: «отмстить за». — Ред.] оного невинного младенца, который вместо него был предан смерти.
(Прим. - Ред.)
".... Маврикий, с философским равнодушием взирая на несчастия, призывал Бога всячески, и часто провозглашал: «ПРАВЕДЕН ЕСИ, ГОСПОДИ, И ПРАВЕДНЫ СУДЬБЫ ТВОИ». И так смерть детей была надгробною похвалою для отца, который оказал мужество в величайшем несчастии. Нянюшка украла, было, одного из сынов его, и на место его представила собственного своего ребенка, но Маврикий не принял его, но взыскался своего. Говорят некоторые, что, когда убили его, то истекло млеко с кровью, и все при этом зрелище горько заплакали. Таким образом царь, один ставши выше природы, окончил жизнь свою. С этого времени не прекращались различные и чрезвычайные несчастья в римском царстве."
Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта.
"Фока и на троне остался грубым солдафоном, любившим вино, кутежи, разврат и бесчинство. Его пьяные оргии скоро стали притчей во языцех. Наружности он был довольно отталкивающей: коренастый, рыжеволосый, со сросшимися бровями, маленькими заплывшими глазками и уродливо черневшим на лице шрамом.
Фока установил кровавый террор в империи (602–610 гг.). Один современник приводит историю о некоем человеке, который возопил к Богу: «За что такое наказание? За что Ты послал людям Своим такого кровожадного волка?» И Господь ответил ему: «Я старался найти похуже Фоки, чтобы наказать народ за его своеволие, но не мог. А ты не искушай впредь судеб Божиих».
А. Л. Дворкин "Очерки по истории Вселенской Православной Церкви".
Нет комментариев