Фото: Олег Золото, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Выставка «Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства» продолжается в Русском музее. До ее завершения осталось совсем немного, так что если вы интересуетесь одним из самых ярких и самобытных направлений в мировом искусстве, не упустите свой шанс. Здесь 20 залов, где представлено более 400 произведений авангардистов.
Фото: Олег Золото, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Выставка — экскурс в бурную историю этого уникального направления искусства. «Наш авангард» показан по систематическому принципу — залы разделены по направлениям, а не по хронологии или именам. Импрессионизм, примитивизм, сезаннизм, кубизм, футуризм и кубофутуризм, абстрактное, беспредметное искусство, обжективизм и экспрессионизм из искусствоведческих терминов превращаются в непосредственные зрительские переживания. Здесь картины одного художника могут быть представлены в разных залах в соответствии с направлениями, к которым он обращался на разных этапах творческого пути. Отдельные залы посвящены творческому объединению «Союз молодежи» — первому зарегистрированному объединению русского авангарда, портретам и автопортретам действующих лиц эпохи, футуристической опере «Победа над Солнцем», а также Владимиру Татлину, постсупрематизму Казимира Малевича и аналитическому искусству Павла Филонова. Еще три пространства акцентируют внимание на футуристической книге, керамике и рисунках и призваны обогатить представление о путях и способах развития авангардного искусства.
Фото: Олег Золото, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Фото: Олег Золото, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Авангард — искусство бурное, насыщенное, радикальное. Художники начала XX века с поражающим воображение бесстрашием шаг за шагом шли в неизвестность, раздвигали границы собственных, а следом и зрительских представлений об искусстве, его целях, методах и выразительных возможностях. Художественная мысль работала с колоссальной скоростью и напряжением, два десятилетия развития авангарда вместили невероятное количество творческих исканий. Работы авангардистов и сегодня ничуть не утратили актуальности: их решения, находки, образы можно найти во всех сферах мирового искусства, в дизайне, моде, нашей повседневности.
Фото: Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
И все-таки даже сейчас, спустя сто лет, произведения авангардистов кому-то кажутся слишком радикальными и резкими, сложными и непонятными или, наоборот, чересчур простыми — как примитивистские картины или беспредметные полотна Малевича. Но кураторская группа выставки — Ирина Карасик, Наталья Козырева, Алиса Любимова — решила нетривиальную задачу: создала выставку русского авангарда для всех. Здесь «наивный» зритель получит ответ на вопрос, почему «Черный квадрат» — одно из величайших произведений XX столетия, увидев его в контексте эпохи. А «искушенный» — надолго замрет перед редко экспонирующимся полотном любимого авангардиста, переживет новый опыт, например, в зале, полностью посвященном аналитическому искусству Павла Филонова или единственной в своем роде опере «Победа над Солнцем».
Фото: Олег Золото, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Специально для выставки записан аудиогид (vk.cc/cRgOPI), голосом которого стал оперный певец, заслуженный артист России Ильдар Абдразаков. Аудиогид предназначен для самой широкой публики — кратко пояснит, что собой представлял тот или иной «-изм», дополнит экспозицию очередного зала яркими деталями и цитатами и подскажет, на что обращать внимание в произведениях разных направлений.
Фото: Сергей Николаев, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Выставка словно заранее предполагает неоднократное посещение: сначала охватить взглядом общую картину, а потом снова и снова возвращаться, чтобы погрузиться в отдельные аспекты и рассмотреть детали. Еще одна интересная особенность: авангардисты не отделены от постоянной экспозиции Русского музея, и посетитель может пройти, например, в зал, где представлены картины Валентина Серова. Это решение подчеркивает и связь искусства разных эпох, и тот факт, что почти вся экспозиция (исключение — менее трех десятков произведений) составлена из коллекции авангардного искусства Русского музея, собранной за столетие, которой нет равных по объему, качеству и разнообразию произведений.
Фото: Олег Золото, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Фото: Евгений Линер, Государственный Русский музей, https://vk.cc/4ANJ5W
Выставка «Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства» в Русском музее работает до 1 декабря 2025 года.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев