Иконы строгановской школы отличает тонкая техника, филигранность письма, изящество жестов и поз изображенных персонажей и смелая иконография. Зачастую они изображают редкие сюжеты — так, например, на выставке представлена икона «Избиение святых отец в Синае и Раифе», относящаяся к событию из истории раннего христианства. Монахи, жившие в пещерах горы Синай и в пустыне Раифа около Красного моря, подверглись нападению варваров, прибывших на кораблях. На помощь праведникам из города Фаррана пришли войска, победившие нечестивых. Этот сюжет встречается в древнерусском искусстве крайне редко. В центре сложной композиции, объединяющей несколько эпизодов сюжетной истории, высится гора Синай, на фоне которой — сияющий, светлый, фантастического облика монастырь. На обороте иконы — метка Строгановых и подпись мастера: «Первушино писмо». На иконе «Чудо Георгия о змие» мастер Никифор Савин изобразил Георгия Победоносца не с копьем, а с мечом — это не самый привычный для современного человека, но один из вполне распространенных в XVI веке вариантов иконографии. На небольшой по размеру иконе «Деяния пророка Ионы» удивительно детально представлен ветхозаветный сюжет. Иона, попытавшийся ослушаться повеления Бога идти проповедовать в Ниневию, показан на иконе четырежды. Сначала с корабля его бросают в море, затем его поглощает, а после извергает кит, и наконец, Иона показан на суше в момент божественного откровения. Почти всю правую часть иконы занимает изображение жителей Ниневии, молящихся Господу, а наверху — Христос, благословляющий уверовавших и протягивающий им Евангелие. Выставка «Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова» только кажется небольшой: каждый из представленных экспонатов заслуживает самого подробного, внимательного и вдумчивого изучения.
Нет комментариев