В музее-заповеднике «Царское Село» продолжается восстановление Зубовского флигеля, личных покоев Екатерины II, утраченных во время Великой Отечественной войны в сильном пожаре. В 1950-х годах помещения были перестроены под службы Военно-морского училища, первоначальный вид планировка обрела только в начале 2000-х. Что же до восстановления художественного оформления залов, то запуск проекта такого масштаба стал возможным только в 2019 году благодаря поддержке ПАО «Газпром».
Вот уже шестой год над исторически достоверным восстановлением утонченных интерьеров Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги работают сотни специалистов — от ученых до мастеров по золочению, лепке, литью, живописи. В декабре 2024-го интерьеры восьми личных комнат императрицы были впервые открыты для посетителей, а окончание работ запланировано на 2026 год. Сейчас в апартаментах императрицы постепенно возвращаются на свои места отреставрированные и воссозданные предметы интерьера, каждый из которых — шедевр декоративно-прикладного искусства.
Директор Фонда «Газпром культурные инициативы», начальник Управления ПАО «Газпром» Елена Давыдова поздравила участников масштабного проекта реставрации интерьеров с окончанием очередного этапа работ:
— В преддверии 80-летия Победы мы чествуем и победу реставраторов, воссоздающих уникальные интерьеры Екатерининского дворца, которые все эти годы работали над восстановлением дворца. Здесь, в том числе, сформировался феномен ленинградской школы реставрации. Мы благодарим всех, кто возвращает к жизни памятники истории.
Воссоздание каждого предмета — отдельная захватывающая история. Скрупулезные исследования, поиск идеально подходящих материалов и технологий, кропотливый труд мастеров — и утраченные 80 лет назад шедевры искусства постепенно снова занимают свои законные места.
В Китайский зал вернулись скульптурные панно над дверями и окнами — десюдепорты. Декоративные объемные композиции с изображением фантастических китайских пейзажей с беседками, деревьями, мостиками и драконами воссоздавали по акварелям и довоенным фотографиям. После эскизов в натуральную величину, созданных под руководством исследователей, мастера изготовили сначала уменьшенные модели композиций, провели сложные расчеты и только после этого приступили к работе над панно. Процесс изготовления двенадцати десюдепортов занял девять месяцев.
В Опочивальне по обе стороны больших зеркал установлены бронзовые бра со стеклянными колпаками и хрустальными подвесками. В Эстампной галерее графа Николая Петровича Шереметева в Останкинском дворце находилось четыре аналогичных настенных светильника, и небольшой фрагмент одного из них сохранился до наших дней. Именно на него ориентировались проектировщики и реставраторы при создании фонарей для спальни императрицы.
Собирать знания о том, какими были драпировки на окнах, покрывала и обивка мягкой мебели в покоях императрицы, также приходилось по крупицам. Научные сотрудники музея проделали колоссальную работу по изучению тканей, басонных изделий, фасонов и цветов оконных драпировок последней четверти XVIII века. Необходимые для проекта ткани приобретали, изготавливали на заказ, расшивали декором, а в Китайском зале — расписывали вручную.
В экспозицию Зубовского флигеля вернулось подлинное отреставрированное кресло-коляска конца XVIII века, которое принадлежало Екатерине II. Императрица в конце жизни использовала его для прогулок по саду. Это предмет сложной судьбы: он не был эвакуирован во время Великой Отечественной войны, но после распоряжения о том, что население должно срочно покинуть город, бывший заведующий хозяйственной частью дворцов-музеев и парков погрузил часть своих вещей в кресло-коляску и таким способом вывез ее из города. В 1944 году, уже после освобождения Ленинградской области, коляска была найдена в Гатчине в плачевном состоянии — подушки утрачены, на корпусе сколы, кожа подножья порвана и деформирована. В 1992 году была проведена реставрация предмета, без реконструкции утраченной ткани на вкладных подушках. Но сейчас реконструирована и ткань — с третьей попытки удалось воссоздать нужный узор и оттенок. А еще была обновлена позолота и окраска, укреплена конструкция, и восстановленная колясочка заняла свое место в личных покоях императрицы.
В ближайший год предстоит еще большая работа. Помимо прочего, в Китайский зал вернутся 155 панно в традиционных китайских техниках, работа над которыми идет в пекинской художественной компании «Синьсинши». Техника «куанцай» требует нанесения от 30 до 200 слоев разноцветного полихромного лака. Каждый слой высушивается и полируется, на это уходят месяцы, а затем лаковое покрытие ажурно прорезается и инкрустируется золотом и красками.
— Для музейных работников и реставраторов окончание войны — это начало большого труда по восстановлению наших дворцов и парков, — рассказывает директор музея «Царское Село» Ольга Таратынова. — Процесс до сих пор продолжается: представьте, 80 лет мы занимаемся скрупулезным восстановлением сокровищ, разрушенных во время войны. И глубоко символично, что возрожденные личные апартаменты Екатерины II в Зубовском флигеле удалось открыть для посетителей за несколько месяцев до 80-летия Победы. О возвращении этих интерьеров мечтали люди, которые эвакуировали музейные раритеты и возрождали дворец. И самая большая благодарность нашим партнерам — ПАО «Газпром», которые стали для нас не только благотворителями, но и настоящими друзьями, прониклись духом нашей работы и полюбили это архитектурное чудо — Зубовский флигель — так же, как любим его мы.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев