Пожалуй, любой маленький петербуржец да и гость нашего города обязательно удивится названию поселка Мартышкино, железнодорожную станцию которого непременно проезжаешь, отправляясь на электричке в Ораниенбаум. Разумеется, первой же мыслью у человека, впервые услышавшего этот топоним, будет: «А что, здесь когда-то водились мартышки?» Да они до сих пор здесь водятся! Только не совсем те…
Существует несколько объяснений происхождения этого топонима, вплоть до совсем сказочных: то ли у какой-то из императриц здесь сбежала мартышка, то ли в петровское время на Петергофской дороге находился кабак под названием «Мартышка». Однако исторических подтверждений таким гипотезам, разумеется, не найдено.
Скорее же всего, топоним происходит от слов «мартыш» или «мартышка», которыми еще в XIX веке называли крачек и некоторых других птиц семейства чайковых. Дело в том, что на этой территории, прилегающей к Финском заливу, традиционно располагалась стоянка лебедей и чаек. Логика подобного имени становится еще более понятной, если вспомнить, что относительно недалеко от этого места есть другое «птичье» название населенного пункта — Лебяжье.
Однако недавно была выдвинута версия происхождения Мартышкино от существовавшей на этом месте во времена Новгородской республики деревни Мартемьяново (Мартьяново), которая на шведских картах обозначена как Marttila. Но эта версия требует дальнейших разысканий.
Интересно, что, по воспоминаниям петербуржцев конца XIX — начала XX века, «мартышками» называли дачников, которые в теплое время года снимали дома в Мартышкине.
Текст: Валерий Ефремов, доктор филологических наук#высокийслог #петербург #спб
Нет комментариев