18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Читайте репортаж Михаила Борисова из уникального музея, посвященного этому событию.
12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов встречными ударами по противнику начали наступательную операцию «Искра». 18 января бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады 67-й армии Ленинградского фронта на окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом встретили части 372-й дивизии 2-й ударной армии Волховского фронта. В этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон 61-й танковой бригады очистили от противника сам Шлиссельбург — и блокада Ленинграда была прорвана.
Ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов насчитывали свыше 300 тысяч бойцов, более 600 танков и свыше 800 самолетов. В боях участвовали Балтийский флот, Ладожская военная флотилия, 13-я и 14-я воздушные армии. В результате операции «Искра», продолжавшейся до 30 января, был освобожден участок побережья Ладоги шириной 8–11 километров, и по нему за 17 суток проложили железную дорогу Поляны — Шлиссельбург, «Дорогу Победы». В Ленинград пошли поезда.
В мае 1985 года, в год празднования 40-летия Великой Победы, под деревней Марьино на месте ледовой танковой переправы в пандусе Ладожского моста был открыт музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». События 1943 года на полотне площадью 320 квадратных метров с документальной точностью изобразили художники Владимир Селезнев, Константин Молтенинов, Борис Котик и Николай Кутузов. Николай Кутузов лично участвовал в операции «Искра», был артиллерийским разведчиком в 136-й дивизии и еще до начала наступления зарисовал передний край противника. Ветеранами войны были и Константин Молтенинов с Борисом Котиком. Молтенинов, выпускник военно-морского училища, нес службу в Кронштадте. Борис Котик сражался под Старой Руссой, потом стал командиром взвода разведки на 3-м Белорусском фронте, после войны служил помощником начальника штаба 57-го гвардейского артиллерийского полка.
Поэт Михаил Дудин посвятил этим художникам строки:
Художники пишут войну, Живую картину сраженья. И видят опять наяву Разбитых траншей повороты, Через ледяную Неву Бросок беззаветной пехоты.
В 1990 году музей-диорама получил статус музея-заповедника, а в 2003-м на площади перед ним обустроили экспозицию восстановленной военной техники. В 2018 году на территории комплекса открылся музей-панорама «Прорыв» на основе созданной в 2014 году Дмитрием Поштаренко и его единомышленникам из поискового отряда «Шлиссельбург» и объединения «Святой Георгий» трехмерной панорамы боя в деревне Арбузово. Первоначально панорама была выставлена в выставочном зале музея в Кировске и вызвала огромный интерес: за четыре месяца ее посетило более 20 тысяч человек. В результате специально для панорамы было построено отдельное здание.
Сегодня на месте деревни Арбузово — памятник «Призрачная деревня». В ХIХ веке тут располагалась дача Императорского стеклянного завода, в 1920-е годы жили строители ГЭС, а во время войны по деревне прошла линия фронта. По воспоминаниям Семена Николаевича Борщева, начальника штаба 168-й стрелковой дивизии, уже в 1941 году от деревни оставались только остовы печей. Бои здесь шли и в 1943 году. Панорама «Прорыв» посвящена бою, который 13 января 1943 года вел 131-й стрелковый полк 45-й гвардейской дивизии.
Почти у каждой фигуры воинов есть реальный прототип. Двадцатилетний заместитель командира пулеметной роты, гвардии старший лейтенант Константин Непоклонов прошел всю войну, дожил до 90 лет, об этом бое он написал: «Противник встретил нас ураганным огнем, и пехота залегла на льду. В этой атаке многие наши ребята погибли, но меня спас бог. За участие в этом бою я был награжден орденом Красной Звезды». Девушка с собаками — девятнадцатилетняя санитарка Маргарита Мишагина, она вывозила раненых бойцов. Восемнадцатилетний старшина Владимир Девяткин после этого боя потерял ногу, но выжил и после войны преподавал в Приборостроительном техникуме в Ленинграде.
Дмитрий Поштаренко в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 2018 году рассказывал: «В тринадцать лет я впервые попал на Невский пятачок. Тогда на берегу — а в тот год Нева обмелела — еще стоял остов разрушенного танка «Т-26». Мне это врезалось в память. Потом был большой опыт поисковых работ. Именно в ходе военной археологии можно увидеть подлинный ужас и хаос войны. Все сильные моменты, запомнившиеся мне, я собрал воедино, и вместе с командой единомышленников с помощью художественных средств мы это воплотили в панораме». По его словам, панорама — это «взгляд на Великую Отечественную войну из конца 2010-х годов глазами современной молодежи».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1