Центральный выставочный зал «Манеж». Фото: ярмарка 1703, https://vk.cc/coAw96
12 сентября 1779 года 35-летний итальянский архитектор Джакомо Кваренги подписал контракт на работу в Санкт-Петербурге. Документ предполагал трехлетний срок службы в качестве «архитектора двора ее величества» с хорошим жалованьем и бесплатной квартирой. Вместо трех лет гениальный зодчий отдал Петербургу все оставшиеся 37 лет своей жизни. Заказы поступали от императрицы, государственных деятелей, вельмож, помещиков и купцов. Екатерина II была в восторге: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его постройками, он строит банк, биржу, множество складов, лавок, частных домов, и его постройки так хороши, что лучше и быть не может». Кваренги построил в городе на Неве в общей сложности более 60 зданий. Вот лишь несколько из них — знаменитых, узнаваемых, определяющих облик и настроение исторического Петербурга.
Вид на Дворец Юсуповых на Садовой улице из сквера. Фото: https://vk.cc/cAEA0s
Здание Петербургской академии наук на Университетской набережной, 5
Здание Петербургской академии наук. Фото: https://vk.cc/cAB1AO
Строгое трехэтажное здание на гранитном цоколе с восьмиколонным портиком, высоким фронтоном и гранитными лестницами стоит на набережной Невы между зданием Двенадцати коллегий (главный корпус СПбГУ) и Кунсткамерой. Постройка в классическом стиле удивила петербуржцев, которые привыкли видеть пышное барокко. Новый директор Академии наук княгиня Екатерина Дашкова была недовольна отсутствием декора на фасаде и требовала от Кваренги архитектурных украшений и нарядности. Зодчий возмущался, что вмешиваются в его работу. В результате ему пришлось согласиться на асимметричность внутренней планировки. Внешний вид здания он отстоял.
Здание Смольного
Здание Смольного. Фото: https://vk.cc/csWkij
Знаковое здание для Петербурга. Монументальное, простое и строгое, с торжественным восьмиколонным портиком и арками в центре фасада. Кваренги построил его в 1808 году специально для первого в России женского учебного заведения — Смольного института благородных девиц. Через 109 лет здесь разместился штаб Октябрьской революции. Потом — советское правительство, штаб обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, в наши дни — правительство и губернатор Петербурга.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Фото: https://vk.cc/cAB1pd
Главное здание Экономического университета на улице Садовой, 21, — бывшее здание Ассигнационного банка Российской империи. Кваренги создал его в 1790 году. Отличительными чертами проекта стали подковообразный план, центральный трехэтажный корпус, парадный и внутренний двор, галереи-колоннады. Решетка для ограды планировалась бронзовая с позолотой, но заказчик решил сэкономить и выбрал простую железную.
Восемьсот «квадратов» Георгиевского (Большой тронного) зала, лоджии Рафаэля с копиями рафаэлевских фресок, Невская анфилада парадных залов — Кваренги немало проектировал в Зимнем дворце. В авторском исполнении сохранился до наших дней Эрмитажный театр. Свой придворный театр Екатерина II велела возвести за год. Это, конечно, нереальный срок для серьезного каменного здания. Архитектор справился за два года. За что получил ложу возле сцены в пожизненное пользование и квартиру рядом с театром, во флигеле на Зимней канавке.
Эрмитажный театр. Фото: Государственный Эрмитаж, https://vk.cc/cAB0NK
Интерьеры Зубовского флигеля Екатерининского дворца
Кваренги совместно с Чарльзом Камероном создал оригинальные интерьеры в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца. На первом этаже — помещения для фаворитов и родственников, на втором — личные комнаты Екатерины II. К сожалению, интерьеры были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Сегодня реставраторы воссоздают то, что придумали для императрицы более двухсот лет назад талантливые зодчие. Убранство восьми екатерининских апартаментов с использованием природного камня и дерева, серебра, цветного стекла, фарфора, бронзы, зеркал, живописи воссоздаются в ходе крупнейшей научной реставрации после кропотливого анализа сохранившихся фрагментов и самой тщательной работы с описями, архивами и другими историческими материалами. Реставрационные работы проходят при поддержке «Газпрома». Скоро отделку и обстановку, которые в свое время восхищали императрицу и которые потом были отнесены к шедеврам мирового искусства, можно будет увидеть своими глазами. Кстати, позолоченных резных завитков и прочей пышной роскоши здесь почти нет. Кваренги и Камерон придерживались более простого и в то же время изящного стиля классицизма.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев