В Петербурге, пожалуй, нет ни одного человека, который не был бы знаком с этой строкой: она напрямую связана с самой страшной страницей истории нашего города — фашистской блокадой. Первоначально лозунг символизировал вечную память потомков о подвиге жителей блокадного города и защищавших его солдат.
Эта строчка родилась в 1959 году в стихотворении, написанном специально к открытию крупнейшего в мире мемориала, посвященного жертвам Великой Отечественной войны, — Пискарёвского мемориального кладбища, на котором в 1941–44 годах были похоронены, в том числе и в братских могилах, сотни тысяч жертв блокады Ленинграда.
Слова принадлежат перу писателя, поэта и журналиста Ольги Берггольц, прожившей всю войну в осажденном Ленинграде. Берггольц стала символом блокадного города и стойкости его жителей. Неслучайно ленинградцы называли ее «музой блокадного Ленинграда» и даже «блокадной Мадонной».
Выражение, ставшее со временем крылатым, заканчивает верлибр Берггольц, выбитый на мемориальной стене Пискарёвского кладбища:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Значение максимы «Никто не забыт, ничто не забыто» сейчас расширилось до памяти о всех погибших в ходе Великой Отечественной войны, а эта, самая знаменитая строчка из творчества Ольги Берггольц увековечена на военных мемориалах по всей России.
Текст: Валерий Ефремов, доктор филологических наук, профессор РГПУ им. ГерценаФото: Михаил Борисов, мемориал «Роща Пятисот» (г. Кингисепп)#петербург #спб
Комментарии 2