Дом как манифест коллективизмаОдна из самых заметных построек Андрея Оля — Дом-коммуна на улице Рубинштейна. Здание начали строить в 1927 году, строили на паях — дом был кооперативным и предназначался для творческой молодежи, литераторов и инженеров. Квартиры в доме по количеству комнат были разные, даже четырехкомнатные. Трехкомнатные располагались на двух этажах. Всего — 52 квартиры. Первый этаж отдали под столовую, библиотеку, детские комнаты. На пятом этаже находился солярий, оранжерея, игровая площадка. Были предусмотрены и помещения для домработниц.
В проекте Дома-коммуны Андрей Оль следовал принципам конструктивизма, и здание призвано было стать материальным воплощением идеи «коллективистического» будущего. Фасад, выходящий на эклектичную улицу Рубинштейна, имеет строгое, аскетичное решение. В геометрическом порядке расставленные балконы. За счет типичных для конструктивизма угловых балконов создан объем: со стороны Графского обнаруживается, что дом имеет шесть этажей — и крыша скошена в сторону двора. Здание представляет собой образец чистой формы, внедренной в плотную историческую среду и выглядит как манифест.
Об ощущениях от жизни в «коллективистическом будущем» писала в дневнике поэт Ольга Берггольц. Она жила на пятом этаже в тридцатой квартире. «Даже архинепривлекательный внешний вид “под Корбюзье” с массой высоких крохотных клеток-балкончиков не смущал нас: крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой строгостью, соответствующей времени... Это был самый нелепый дом в Ленинграде, — жаловалась Берггольц. — Звукопроницаемость в доме была такая идеальная, что, если внизу, в третьем этаже… играли в блошки или читали стихи, у меня на пятом уже было все слышно, вплоть до плохих рифм». В народе дом прозвали «слезой социализма» из-за частых протечек.
Дом-манифест был плохо принят требовательными современниками, впрочем большинство конструктивистских зданий не отличались качеством строительных работ.
Нет комментариев