Симпатичных и хитроумных зверьков на Елагином острове кормил с руки и фотографировал Михаил Борисов.
В многочисленных кафе на Елагином острове непременно предлагают пакетик с кормом для белок. В пакетике — орехи, сушеные яблоки, семечки. Угощение белок с руки — непременный ритуал во время прогулок по острову родителей с детьми, пенсионеров, влюбленных. Белки хватают орешки, терпеливо позируют для фото на фоне медленно опадающих дубовых листьев и разлетаются по сторонам, тормозя роскошными хвостами. Торопятся запастись провиантом на зиму. Рыженькие, черненькие, с нарядными белыми галстуками на груди, белки — народные любимицы. Всем нравится глядеть, как они «песенки поют да орешки всё грызут». В этом году белок в парках и лесах заметно прибавилось, бегают стайками по пять-шесть зверьков, в народе говорят и про нашествие белок.
Увеличение популяции белок, по словам зоологов, случается каждые четыре года, а значительное — раз в 11 лет. Объяснение этому — большой урожай еловых и сосновых шишек. В урожайные годы у белок за год родится до трех пометов, и бельчата отправляются осваивать новые места жительства.
На Елагином острове белки селятся даже в скворечниках, вытесняют птиц и устраивают в них гайно — так называют беличьи гнезда. Гнезда обустраивают самки. В одном беличьем гнезде зимует до шести особей.
Кажется, что белки безостановочно едят. На самом деле они точат о скорлупу орехов передние зубы-резцы, которые у них растут на протяжении всей жизни. А орехи, шишки и грибы прячут и зарывают в землю. Писатель Михаил Пришвин в рассказе «Беличья память» удивляется, как зимой белки, выскакивая на несколько минут из гнезда, быстро находят под снежным покровом свои запасы. Пришвин считал, что у белок феноменальная память. Но зоологи утверждают: беличья память короткая, белки забывают, где зарыли желудь, и из него весной прорастает дубок. Зимой они находят запасы, причем не только собственные, благодаря острому обонянию.
Белок сейчас много не только на Елагином, они бегают по паркам Павловска и Пушкина, в Комарово и Парголово, в Гатчине и Петергофе, всюду, где люди их кормят с руки. Жареный арахис и семечки, кстати, белкам давать нельзя, жареное они не переваривают, а миндаль для них вообще яд. Угощайте белку сырыми грецкими или кедровыми орешками, сушеными яблоками, ягодами. В ответ они поблагодарят на своем беличьем языке, который, как установили ученые, представляет собой набор щебетов, свистов и щелчков. Некоторые звуки, правда, услышать человеку невозможно — ультразвук предназначен только для своих.
Белок в России любят издавна. Первое упоминание о них — в памятнике литературы ХIV века «Моление Даниила Заточника». В древнерусском языке белочек называли «бъла въверица». Бъла — значит белый, а въверица — белка. Въверица называют белку по-македонски и чешски. Ученые предположили, что в Древней Руси водились белки с белыми шкурками, отсюда и именование зверька. По другой версии, белка стала белкой потому, что охотились на нее зимой, когда ее шкурка светлеет и становится серебристой, а брюшко — совсем белым. Еще одно именование белки — векша. Так называли в древней Руси и мелкую монетку, потому что за нее можно было купить или продать шкурку зверька.
У Льва Толстого есть такая сказка — «Белка и волк», и в ней на вопрос волка, почему белка такая веселая и все время играет и прыгает, белка мудро отвечает: «Мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». Так оно и есть, правда садоводы жалуются, что белки вырывают из земли клубни цветов, а работники парков — на то, что они разоряют гнезда сов.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев