Часть 1. ОСНОВЫ ЭТИКЕТА КЫРГЫЗОВ
Тема подготовлена Аалиевой Гульзат, кандидат философских наук, доцент
Мы начали предлагать на Ваше внимание цикл тем “ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО” и “ЭТИКЕТ КЫРГЫЗОВ”. Мы очень ждем Ваших откликов, отзывов, комментариев и Вашей моральной поддержки. Мы – сила. Только вместе мы сможем победить ДЕКАДЕНС (тотальное падение духовных и нравственных ценностей), который все более и более становится нормой и обыденностью в нашем обществе, ведя всех нас в МАНКУРТИЗМ...
До этого мы предлагали темы:
1) Идея создания общества по борьбе с грамматическими и орфографическими ошибками в публичных текстах;
2) Речевой этикет кыргызов. Часть 1. Обряд бата (благословение);
3) Речевой этикет кыргызов. Часть 2. Слова кыргызов, требующие деликатного отношения;
4) Речевой этикет кыргызов. Часть 3. Слова кыргызов, запрещенные для произношения;
5) Речевой этикет кыргызов. Часть 4. Слова приветствия и формулы обращения.
Заранее всем спасибо!
ЭТИКЕТ КЫРГЫЗОВ
Каждой ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ присущи родной язык, культурные коды, мировосприятие, мировоззрение, картина мира, которые становятся и развиваются в определенных географических, исторических, технологических и бытовых сферах, имеющие только им свойственные специфики.
Представление о КУЛЬТУРЕ НАРОДА невозможно без ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, принятых в обществе. Термин «ЭТНОЭТИКЕТ» вобрал в себя КОМПЛЕКС ПОНЯТИЙ, связанных с самыми разнообразными факторами и явлениями идеологического и культурно-исторического плана.
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Понятие ЭТИКЕТА широко и многозначно. Кстати говоря, слова «ЭТИКЕТ» и «ЭТИКЕТКА» происходят от одного корня. Само слово «ЭТИКЕТ» появилось во французском языке в XVII веке. Считается, что оно было заимствовано из ГОЛЛАНДСКОГО ЯЗЫКА и означало «колышек», «шпенёк» - так голландские купцы называли ДЕРЕВЯННЫЕ БИРКИ, которые прикреплялись к товарам. К БИРКЕ приклеивали или привязывали ЛИСТОК БУМАГИ с указанием
1) названия товара,
2) его веса и других важных для покупателя сведений.
Со временем так стали называть ЛИСТОК БУМАГИ С НАДПИСЬЮ, а потом и САМУ НАДПИСЬ. И сегодня основное значение слова «ЭТИКЕТ» во французском (ETIQUETTE) - «ярлык», «ярлычок», «надпись» (Информация и иллюстрации по всеобщему и европейскому этикету приводятся по: Панкеев И. Энциклопедия этикета. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004; Этикет. Современная энциклопедия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+Астрель, 2010).
Параллельно формировалось переносное значение этого слова, связанное с РИТУАЛОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ к французскому двору. КАЖДЫЙ, кто являлся перед КОРОЛЁМ ФРАНЦИИ, заранее получал «ЭТИКЕТКУ» с письменной инструкцией, где перечислялись все необходимые действия, слова и даже жесты.
ЛЮДОВИК XIV, «КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ», - законодатель европейской моды и вкусов XVII века. ЛЮДОВИК был первым монархом, который превратил ДВОРЦОВЫЙ ЦЕРЕМОНИАЛ в театрализованное зрелище с тщательно разработанным сценарием. Именно ОН стал РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ЭТИКЕТА в современном понимании.
Сегодня под ЭТИКЕТОМ в узком смысле слова по-прежнему понимается ПОРЯДОК ЦЕРЕМОНИЙ, установленных для того или иного торжественного случая.
В более широком смысле понятие «ЭТИКЕТ» означает формы поведения и обхождения, принятые в определённом обществе. Иногда под ЭТИКЕТОМ подразумевают комплекс традиционных обрядов и норм, регулирующих все сферы общественной и религиозной жизни. В любом случае ЭТИКЕТ определяется всем ходом развития данного общества.
ПРИЗНАКИ ЭТИКЕТА
Этикет как общепринятые нормы поведения возник ещё в первобытную эпоху, причём в те времена его роль была чрезвычайно велика. В отсутствие сложившихся механизмов власти и права этикет являлся основным регулятором жизни во всех её сферах. Особенно важна его роль в религиозных общинах, во взаимоотношениях между соплеменниками и с соседними враждебными племенами.
Первый признак этикета - это ТРАДИЦИОННОСТЬ. Правила поведения возникали в древности по каким-либо идеологическим или практическим причинам. Со временем логическая связь терялась, но правило сохранялось в неизменном или частично изменённом виде.
Традиционным является правило снимать шляпу при встрече со знакомыми. В старину головной убор снимали вместе с остальными боевыми доспехами в знак полного подчинения победителю. В феодальный период ленные сеньоры, демонстрируя свою власть, ходили с покрытой головой, а их вассалы снимали перед ними шапку, как бы отрекаясь от своих прав.
Пережитки традиционных форм этикета можно встретить и в современном обществе. Так, любой аукцион сегодня сопровождается стуком молотка. Этот обычай пришёл от древних германцев, для которых молот был символом бога Тора, покровителя земледельцев. При разделе земли граница участка определялась местом, куда падал молот, брошенный через ногу претендента. С годами большой молот при продаже недвижимого имущества заменили маленьким, но его удар по столу, согласно германскому праву, по-прежнему фиксировал заключение сделки.
Приведённые примеры говорят ещё об одном качестве (признаке) этикета – ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ (от латинского irrationalis – неразумный). Многие НОРМЫ, пришедшие из прошлого, часто не имеют отношения к современности. В связи с этим они частично изменяются. Уже в эпоху позднего Средневековья ОБНАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ стало обязательным при общении равных по положению людей. Впоследствии этот жест стал проявлением вежливости и воспитанности, абсолютно не связанным со статусом.
Почему же МНОГИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА продолжают жить, даже утратив свой изначальный смысл? Почему люди так дорожат ТРАДИЦИЯМИ? Потому что, ТРАДИЦИИ и НОРМЫ цементируют общественные отношения, обеспечивающие человеку жизнь и безопасность. Чем более ВАЖНА РОЛЬ этих отношений в обществе, тем СТРОЖЕ связанный с ними ЭТИКЕТ. Поэтому СТАРЫЕ НОРМЫ ЭТИКЕТА дольше всего сохраняются в таких сферах, как ПРАВО и РЕЛИГИЯ. Обычаи английских коммонеров заседать с ПОКРЫТЫМИ ГОЛОВАМИ, МАНТИИ и ПАРИКИ ПЭРОВ в Англии, адвокатов и судей во Франции - ВСЁ ЭТО ПЕРЕЖИТКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЭТИКЕТА.
Ещё одна важная черта этикета - его БЕЗУСЛОВНОСТЬ. Существующие НОРМЫ необходимо ИСПОЛНЯТЬ всегда и везде. Например, из-за ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ лично присутствовать на ТРАУРНОЙ ЦЕРЕМОНИИ и поддержать своего близкого, родственника, товарища в эти тяжелые для него минуты, ВЫРАЗИТЬ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ хотя бы ПО ТЕЛЕФОНУ – элементарная культура каждого воспитанного человека. Даже УГРОЗА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, передающихся контактным и воздушно-капельным путём, не заставила западное общество отказаться от ОБЫЧАЯ ПОЖИМАТЬ РУКИ ПРИ ВСТРЕЧЕ или ПРИЖИМАТЬСЯ ЩЕКАМИ.
Таким образом, ЭТИКЕТ - это СВОД традиционных, безусловных и иррациональных правил поведения. ВОСПИТАННЫЙ ЧЕЛОВЕК (это понятие часто подразумевает знание правил этикета) обычно ясно представляет возможные модели поведения в любой ситуации и способен легко выбрать лучшую из них.
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ЭТИКЕТ КЫРГЫЗОВ
По материалам эпоса «Манас», в повседневной жизни кыргызов ЭТИКЕТ играет большую роль, чем на ЗАПАДЕ, где упор делается на ЭТИКУ. В ситуациях, в которых ЕВРОПЕЕЦ руководствуется внутренними нравственными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», ПОВЕДЕНИЕ КЫРГЫЗА подчинено СВОДУ ПРАВИЛ общественного поведения.
КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ приводил к ПРОСТОТЕ В ОБИХОДЕ, исключал НАКОПИТЕЛЬСТВО, ВЕЩИЗМ, СТРЕМЛЕНИЕ К БОГАТСТВУ и РОСКОШИ. Кыргызы были НЕПРИТЯЗАТЕЛЬНЫМИ К ПИЩЕ и УСЛОВИЯМ БЫТА.
Многие нормы включают в себя правила, предписываемые и ЭТИКОЙ, и ЭТИКЕТОМ одновременно. Сами кыргызские слова «АДЕП-АХЛАК», «ЫЙМАН», «ПЕЙИЛ», «НИЕТ», «КӨҢҮЛ», например, часто переводятся как «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ», «ЭТИКА», «УВАЖЕНИЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА», «ЧИСТОЕ НАМЕРЕНИЕ», но в зависимости от контекста они могут означать и «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫХ СИТУАЦИЯХ».
Сочетание доисламской, тенгрианской и исламской веры и учений сформировало такие ЧЕРТЫ КЫРГЫЗСКОГО ХАРАКТЕРА, как УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ по возрасту и положению, ЧУВСТВО ДОЛГА по отношению к своей социальной группе, ВЕЖЛИВОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ, СКРОМНОСТЬ и, конечно, ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ТРАДИЦИЯМ.
КОЛЛЕКТИВИЗМ был характерной чертой кочевого общества, поскольку выжить в тяжелых условиях можно только сообща. ЛИЧНОЕ и СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ было бессмысленным без БЛАГОПОЛУЧИЯ ВСЕГО РОДА и ПЛЕМЕНИ.
Особая специфика кочевого производства породила организацию общества на основе ТРАЙБАЛИЗМА (от английского trible - племя). Под ТРАЙБАЛИЗМОМ понимается МАЛАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ, объединенная РОДОВОЙ или ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТЬЮ ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Для большинства КОЧЕВНИКОВ такая организация была СПОСОБОМ ВЫЖИВАНИЯ и АДАПТАЦИИ к определенным условиям существования.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТРАЙБАЛИЗМА:
1. Природно-климатические условия и среда обитания кыргызов.
2. Способ хозяйственной деятельности, основанный на кочевом скотоводстве, который консервировал доклассовые отношения.
3. Необходимость сохранения стабильности и целостности рода или любого другого этнического образования в условиях отсутствия государственности.
Самоорганизация общества на ПРИНЦИПАХ ТРАЙБАЛИЗМА охватывала все сферы жизни РОДА, регулировала хозяйственные, имущественные, межгрупповые, семейные и личностные отношения, охрану имущества и его приумножение. ТРАЙБАЛИЗМ сыграл на определенном этапе исторического развития положительную роль, способствовал сохранению целостности и самобытности кыргызского народа.
У кыргызов ОТСУТСТВОВАЛА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЗНАНИЯ передавались от отца к сыну и всегда носили прикладной характер. Это были ЖИВЫЕ ЗНАНИЯ, которые необходимо было усвоить для того, чтобы сохраниться в суровых природных условиях. Такая передача информации приводила к определенному ПОВЕДЕНЧЕСКОМУ СТЕРЕОТИПУ.
ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖЕСТКО НАКАЗЫВАЛИСЬ.
В кыргызском традиционном обществе действовали так называемые СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, принятые большинством (они включали мораль, традиции, право, обычаи, религию). Особое место занимали МОНОНОРМЫ. Их главное назначение состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать его выживанию и воспроизводству. Главными среди них были ТАБУ (нормы-запреты) и МИФЫ (нормы-ожидания).
ТАБУ (на языке полинезийцев taboo – запрещаю; система запретов) поддерживали неизменность однажды установленного ПОРЯДКА СИСТЕМЫ ЖЕСТКИХ ЗАПРЕТОВ. Самые строгие табу были на изменения и прогресс. Это было связано с постоянной угрозой со стороны непредсказуемых сил природы. РИСКОВАТЬ самим существованием РОДА или ПЛЕМЕНИ ради «выдумок» и «изобретений», ОСЛАБЛЯТЬ СИЛЫ, необходимые в борьбе за жизнь, считалось САМЫМ СТРАШНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
Особенно много ТАБУ налагается на КЫРГЫЗСКУЮ ЗАМУЖНЮЮ ЖЕНЩИНУ. Так, например, ЖЕНЩИНА не должна была переходить дорогу МУЖЧИНЕ. Это означало НЕУВАЖЕНИЕ. Хотя сейчас это почти забыто. Садиться и ложиться на ложе супружеских пар является ТАБУ. Ибо это приводит к РАЗВОДУ. А также КЫРГЫЗСКАЯ ЖЕНЩИНА не должна ЖЕСТИКУЛИРОВАТЬ, ей не следует ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКО СМЕЯТЬСЯ и проявлять СВОЕ ЧРЕЗМЕРНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО. Кыргызский этноэтикет резко осуждает проявление ЖЕНЩИНОЙ (но и МУЖЧИНОЙ тоже) СПОНТАННЫХ и ПРОИЗВОЛЬНЫХ МИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (кыргыздар МИМИКАНЫН «чүйрүйгөн», «түйрүйгөн, «чыйтыйган», «кыйтыйган», «мистейген», «жалжайган», «түнөргөн», «былтыйган», «тултуйган», «былжыраган», «ылжыраган», «шудуңдаган» ж.б. СӨЗДӨР менен коштолгон ТҮРЛӨРҮН жактырышпайт).
Как правило, КЫРГЫЗСКИМ ЖЕНЩИНАМ не разрешается СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА ДРУГИМ ЛЮДЯМ, особенно НЕЗНАКОМЫМ МУЖЧИНАМ. Как и прочие ЭЛЕМЕНТЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ, «НЕПАРИСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГЛАЗ» порождает резкие осуждения со стороны общества («КУНААЖЫН КӨЗҮН СҮЗБӨСӨ, БУКА МУРУНТУГУН ҮЗБӨЙТ» - «если корова не строит глазки, то и бык не станет волноваться»). Дело в том, что во многих культурах Азии, в том числе и в этнокультуре кыргызов, ФОРМОЙ ВЫРАЖЕНИЯ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ является ЗАПРЕЩЕНИЕ пристально смотреть на него.
КЫРГЫЗСКАЯ НЕВЕСТКА не должна ЗДОРОВАТЬСЯ рукопожатием с МУЖЧИНАМИ СО СТОРОНЫ МУЖА, она должна это делать ПОКЛОНОМ, символизирующим ПРИВЕТСТВИЕ. Также в ФОРМАХ ОБРАЩЕНИЯ соблюдалось и соблюдается ТАБУ в некоторых районах нашей республики. Так, например «КИЧИ БАЛА», «КИЧИ КЫЗ» - называла ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА, обращаясь к младшим братьям и сестрам мужа, а к старшим «АКЕ», «ЭЖЕ», «ЖЕЗДЕ», «ЖЕҢЕ».
При конкретизации личности использовалась ПРОФЕССИЯ табуизированного объекта, например, если СТАРШИЙ БРАТ МУЖА или РОДСТВЕННИК, был костоправом, то «ДОКТУР-АКЕ» (буквально, «врач-аке») или «МУГАЛИМ-АКЕ», если он учитель, «ТИКМЕЧИ ЖЕҢЕ», если она хорошо шьет; или в СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ называются русскими именами: МЫРЗАБЕК-Мишка, НАСБЕК-Николай, АЯЗ-Алешка, КАЛИЧА-Катя и т.д. (Примеры на табу приводятся по: Атакеева А. А. Эвфемизм или табу? (из опыта изучения табу в рамках межкультурной коммуникации) // Наука и образование в меняющемся мире: Международная научно-практическая конференция. Институт переподготовки и повышения квалификации кадров. - Б., 2000; Атакеева А. Понятие табу в немецком языке в сравнении с кыргызским (слова-инвективаы, нарушающие табу) // Вестник КГНУ. Труды молодых ученых Центра магистратуры, аспирантуры и национальных образовательных программ. – Сер. 5. Гуманитарные науки. – Выпуск 1. – Бишкек, 2001).
По отношению к НЕВЕСТЕ, она тоже прямо не называется, со стороны родственников, младших мужа обращаются к ней «ЖЕҢЕ», а со стороны лиц старше мужа, как ЖЕНА БОЛОТА (упоминается имя мужа) или МЛАДШАЯ НЕВЕСТКА того-то (кпоминается имя родителей мужа) и т.д. У кыргызов были и ДРУГИЕ ТАБУ, например на БРАКИ между кровными родственниками, ОБЫЧАЙ избегать контактов в отношениях НЕВЕСТКИ с родственниками мужа, и ЖЕНИХА с родственниками будущей жены и т.д.
Многие теоретики в КУЛЬТУРЕ НОМАДОВ (КОЧЕВНИКОВ) выделяют особую КУЛЬТУРУ РЕЧИ, МАНЕРУ ГОВОРИТЬ, где излюбленным приемом является МЕТАФОРА, ПРИТЧА, ИНОСКАЗАНИЕ и широко распространены ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ (макал-лакап), что весьма сближает ее с Востоком.
МИФЫ в образной форме (мистической или религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. МИФЫ содержали СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ, накопленный предшествующими поколениями. Через мифологические обряды и действия ЧЕЛОВЕК лучше усваивал общественные нормы, правила поведения, опыт, постигал знания о природе и общественных явлениях (легенда о Камбаркане, о Толубае-сынчи, о происхождении кыргызов и т.д.). Кроме мифов к НОРМАМ-ОЖИДАНИЯМ можно отнести и нормы морали, ритуалы, обычаи и традиции.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев