А сегодня немного истории из Вологды.Почему немного?Опять мало фото. Но хоть историю раскопала. История богатая и интересная.Но опять трагичный финал - фабрики нет.
ДЕНЬ В ИСТОРИИ ВОЛОГДЫ!
14 сентября 1981 года Художественный Совет Вологодской фабрики игрушек утвердил новый образец своей продукции. Это был набор «Подарок дошкольнику», состоявший из элементарных геометрических фигур, счетных палочек и кубиков с буквами и цифрами. Все предметы изготавливались из дерева и оформлялись методом электровыжигания. Массовый выпуск наборов наметили на I квартал следующего 1982 года.
ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ФАБРИКИ ИГРУШЕК!
Артель "Северный игрушечник" в дальнейшем переименованная в "Вологодский игрушечник".
Артель «Вологодский игрушечник » - одно из самых интересных предприятий довоенной Вологды.
Игрушки тогда выпускались двух видов - мягкие и деревянные, их преимущественно выпиливали лобзиком. Вместе с артелями «Красный ткач» (Череповец), « Северная чернь» и «Шемогодский комбинат» (Великоустюгский район), а также «Строчевышивальная» (Тотьма) «Вологодский игрушечник » позднее вошел в состав Облхудожпромсоюза и просуществовал до 60-х годов.
В 1929 году была образована артель и в Вологде – называлась «Северный игрушечник». Здесь лепили мелкие игрушки - курочек, петушков, уточек, коников. И делали чемоданы. Сначала эта артель располагалась на Советском проспекте, потом перебралась на улицу Гоголя.
В Вологду промозглой осенью 1933 года прибыл по направлению научно-исследовательского института игрушки художник-инструктор Д.В.Орлов. Специалист детально знакомился с работой вологодской артели «Северный игрушечник» — единственным предприятием подобного профиля в Северном крае. Он не оспаривал необходимость изготовления игрушек из традиционного папье-маше, но при этом настойчиво рекомендовал перепрофилироваться в «идеологически-педагогическое» производство, для чего руководству следовало использовать и новейшие виды местного сырья. По мнению Орлова, прекрасные игрушки получились бы из металлических отходов артели «Факел», фанеры и кромки дерматина чемоданной артели.
В сентябре 1948 года труженики промысловой артели рапортовали о введении на производстве горячей штамповки кукольных голов. В связи с освоением нового метода производительность труда увеличилась вдвое, улучшилось и качество. Бурным ходом шла подготовка к выпуску звуковых игрушек. Вскоре куклы заговорили, утки начали крякать, а петухи — кукарекать. В конце года самыми популярными изделиями «Северного игрушечника» вологжане назвали «Дедов Морозов», «Снегурочек», «балерин», «клоунов» и «конькобежцев».
В годы войны артель прошла и ликвидацию, и возрождение, и присоединение к другим коллективам, но выжила, превратившись в «Вологодского игрушечника» и продолжив кочевать по городу. Послевоенным пристанищем производства была улица Ленина, после нее – улица Чернышевского, где и механизировали ручной труд. На прессах из древесно-опилочной массы стали изготавливать детали для кукол и мелкие игрушки в виде животных. Параллельно делали канцелярские столы и буфеты.
Как бы ни боролись на предприятии за качество, брак дело обычное, а вологжане мириться с подобным не желали. Среди невезучих покупателей оказался гражданин В.Соколов. В 1956 году мужчина купил для дочки дорогую по тем временам куклу «Катя» за 21 рубль. Игрушечная девушка на глазах похудела, так как сырые опилки, которыми наполняли куклы, стремительно высыхали. Спустя еще пару дней играть с «Катей» было абсолютно невозможно. Через вологодскую газету принципиальный Соколов призвал к совести работников «Игрушечника», «безответственно относившихся к выпуску собственной продукции».
Несмотря на значительный прогресс, в начале 50-х артель «Вологодский игрушечник» была в очередной раз публично распята. На этот раз о качестве игрушек возмущенно заговорила газета «Сталинская молодежь». «Возьмите, к примеру, деревянную пирамиду. Если посмотреть на её раскраску, то не только ребенок, а и взрослый не скажет, какой она имеет цвет. После первой же гигиенической обработки краска слезает. К тому же, игрушка плохо обработана, имеет шероховатую поверхность… Но сказать, что работники вологодской артели не могут делать хороших игрушек, нельзя».
В то же время заведующие детскими садами Вологды активно требовали заняться подвижными и озвученными игрушками…
К 1957 году вологжане все же добились спроса на свои товар, причем не только в области. Продукцию отметили на московской выставке, организованной Главкультторгом Министерства торговли СССР, где экспонировалось более десяти тысяч образцов игрушек. Но сделали замечание за высокую цену: вот, например, вологодские львы очень похожи на ереванских, а стоят в два раза дороже.
1960-й год ознаменовался ликвидацией артели и образованием фабрики «Игрушечник». Ее новые корпуса с современным оборудованием выросли в конце улицы Маяковского (их построили за счет ссуды Госбанка). На их нужды работали введенные в эксплуатацию котельная и узкоколейная железная дорога.
В 1965 году предприятие запустило выпуск нескольких видов кукол - это были Галя, Ира, Наташа, Мила, Миша. Вологодская фабрика игрушек являлась единственным предприятием в стране, которое выпускало строительные наборы (конструкторы) для детских садов.
Кроме них на прилавки магазинов поступили кони и кони-качалки из папье-маше, кубики, сачки и совочки, автомобили и многое другое. Готовилась увидеть свет новая продукция – кони из древесно-опилочной массы, озвученные утки и лягушки... Кони в любом исполнении, как выражаются сегодня, стали хитом продаж. Они же представляли Советский Союз и Вологодскую фабрику игрушек в Гааге (Нидерланды) на Международной выставке. Вообще игрушки из Вологды были широко известны и за рубежом, поскольку постоянно экспонировались фабрикой на ВДНХ. Например, накануне Нового 1968 года английская торговая фирма заключила договор о закупке большой партии продукции.
В 1967 году образцы строительных машин - экскаватор, бульдозер, самосвал, были удостоены в первой премии на всесоюзном конкурсе.
Спустя год на предприятии начала работу собственная экспериментальная группа из шести человек во главе с Фаддеем Лебедевым. Эти специалисты изобретали игрушки - делали макеты и продумывали формы. Было открыто производство пластмассовых игрушек. Теперь о местных игрушечниках писали только положительные заметки. Из прессы вологжане узнавали о том, что экспериментальная группа заканчивает разработку модели гоночного автомобиля или о рождении деревянной качалки-олененка… В 1973 году фабрика обновила свой ассортимент двенадцатью наименованиями. Почти все они были разработаны художниками-конструкторами Валентиной Шапкиной и Анатолием Борисовым.
Особой продукцией предприятия стали деревянные игрушки – такие, какие появились в народе сотни лет назад. Не просто забава, а окно к традициям. Вчерашние чурочки, превращенные в матрешек или зверушек и расписанные вручную, во всем мире называли вологодским чудом. В середине 70-х фабрика выпускала 47 видов игрушек из дерева и полиэтилена более чем на два миллиона рублей в год. Деревянные игрушки, особенно кубики «Учись считать и читать» (на экспорт их делали с латиницей) и кухонные наборы, расходились как горячие пирожки. В огромном количестве их увозили во Францию, Германию, Югославию, Италию, Голландию, Данию, Норвегию.
В 1983 году газеты сообщали, что на фабрику отовсюду поступают только восторженные отзывы потребителей. Это был настоящий расцвет. Но, как известно, ничто не вечно. Близилась перестройка, смена власти, лихие 90-е… Уже в наши дни, по имеющимся данным, на базе фабрики было создано предприятие по изготовлению мебели для детских образовательных учреждений, а также выпуску крупных напольных строительных наборов из дерева…
На счет иллюстраций из книги. - находила в инете,но видимо там продают..


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев