Доброго дня всем.Кто уже постоянно читает мои топики те вероятно заметили что я рассказываю об игрушках вообще. Ведь наши фабрики выпускали не только кукол. И сегодня мой рассказ пойдет об Урале.Да и там делали игрушки. Ну а если помните что Урал это в основном металлургический край то понятно дело и игрушки делали их металла. Кстати я в детстве и жила на Урале,а именно в Свердловской области. и конечно видела такие машинки как у брата,так и у соседских мальчишек.
А теперь сам рассказ.
Завод «Радуга» начал свою историю в 1954-м году прошлого века. На заводе выпускались металлические игрушки, как для мальчишек, так и для девчонок. С годами мощности завода только росли, и он стал считаться одним из лучших заводов по производству игрушек в СССР.
На этих игрушках выросло не одно поколение советских детей. Девочки мечтали получить в подарок кухонный гарнитур «Анютка» — совсем как настоящий! А мальчики стремились собрать полную коллекцию игрушечных автомобилей — от старинного «Фаэтона» до различных модификаций грузовика «Урал»… Ещё один легендарный бренд Среднего Урала — игрушки верхнепышминского производственного объединения «Радуга».
В этом году исполнилось 70 лет с момента запуска предприятия. Правда, изначально оно называлось Верхнепышминский инструментальный завод № 10 и выпускало отнюдь не игрушки, а стиральные доски, алюминиевую посуду, скобяные изделия…
Но когда послевоенный голод отступил, в стране задумались о вещах менее прозаичных. Подрастали дети, которым нечем было играть. Фабрики по производству игрушек тогда работали только на западе СССР — в Ленинграде, Москве и Минске, поэтому на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке детская игрушка была в страшном дефиците. В 1952 году свердловский облисполком обратился в Совет Министров РСФСР с предложением организовать на Верхнепышминском металлозаводе производство металлических игрушек. 26 декабря того же года соответствующее постановление было подписано.
Покорили даже Запад
Первые игрушки — каталки — появились на свет в марте 1954 года. Пышминцы сделали их по образцу изделий Московского завода игрушки и с использованием оснастки Ленинградского завода. Именно там, в Ленинграде, на заводе металлоизделий №4, большая делегация из Верхней Пышмы во главе с директором предприятия Казимиром Францкевичем и училась игрушечному мастерству…
Очень скоро — во второй половине 1950-х годов — уральцы начали выпускать собственные модели: грузовик, самосвал, детское металлическое ведёрко, украшенное сюжетами их русских сказок, и даже самолёт-моноплан с вращающимся пропеллером…
Облисполком не ошибся — пышминцы смогли создать яркую, крепкую и безопасную игрушку, которая сразу стала пользоваться огромным спросом. В 70–80 годы прошлого века (золотой век «Радуги») предприятие ежегодно выпускало более 10 миллионов игрушек! Продукция поставлялась в 23 страны, причём не только социалистические (Чехословакия, Болгария, Куба, Польша), но и в западные (Франция, Англия, Италия, Дания). И нигде не залёживалась.
Без единого винтика
В 1959 году у верхнепышминского предприятия по-явилось своё собственное конструкторско-технологическое художественное бюро:
— Стали делать всё сами: от эскизов и до сдачи изделия в производство с изготовлением всего комплекта штампов и пресс-форм, — рассказала «ОГ» Надежда Михеева, главный технолог предприятия с 1969 по 2001 год.
Машинки на «Радуге» умудрялись собирать без единого винтика, нигде не торчали острые края, а краска не осыпалась даже спустя годы.
— Как печатали на бумаге газеты, так и мы печатали на металле рисунки. Детали соединяли по принципу пазлов: на одних деталях высекались кляммера, а на других — узкие отверстия, — пояснила Надежда Михеева.
Прислушивались на «Радуге» и к мнению потребителей.
Часто первые партии игрушек отправляли в детсады, получали отзывы. А однажды покупатели посетовали, что нет детской коляски и крупных грузовиков. Вскоре такие игрушки поступили в продажу.
Для девочек
Авторам игрушек помогали и собственные дети. Ведущий конструктор Раиса Дёмина воспитывала дочь и, естественно, думала о том, какие игрушки будут интересны её ребёнку. В итоге на свет появился знаменитый кухонный гарнитур «Анютка» — мечта всех советских девчонок. Он состоял из трёх секций: газовая плита, кухонный шкаф и кухонная мойка. Все они выглядели как настоящие, более того — они даже функционировали! Из краника бежала вода (для этого имелся небольшой бак), а плита благодаря батарейкам и лампочкам имитировала горение. В 1960 году Раиса Дёмина за разработку этого гарнитура получила серебряную медаль ВДНХ.
Вскоре набор для девочек дополнили холодильник «Снежок» (внутри — полочки и лампочка, работавшая от батареек) и стиральная машина. Производилось также несколько разновидностей кукольных колясок. Будущих хозяек с детства в игровой форме приучали к труду — в этом скрыта одна из важнейших функций пышминских игрушек. «Игрушка предприятия была не просто забавой, а помощником в воспитании подрастающего поколения страны», — сказано в рекламном каталоге «Радуги», который хранится в историческом музее Верхней Пышмы.
Кухонный гарнитур «Анютка» выпускался в нескольких цветах, но голубой — самый популярный. Изделия «Радуги» сегодня можно увидеть в Верхнепышминском историческом музее и в Музее детства в Центральном детском магазине в Москве . Фото: Александр Зайцев
Для мальчиков
Но основной ассортимент «Радуги» составляли различные движущиеся механизмы: гоночные и легковые машинки, самосвалы, мотоциклы, самолёты, танки… Были даже бульдозер с пультом дистанционного управления и космический дисколёт «Аэлита». Игрушки, которые имели реальный прототип, напоминали уменьшенную копию своих «взрослых» братьев — и этим особенно нравились детям.
— Была задача — познакомить детей с современной техникой, — объясняет Надежда Михеева.
Главной изюминкой долгое время оставались жестяные автомобили «Урал». На «Радуге» выпускали множество его модификаций — и классические модели, и самосвалы (для игры в песочнице), и автофургоны с раздвижными дверцами… Были обычные модели, а были и заводные. Эта серия стала самой массовой в истории предприятия, «Уралы» на «Радуге» выпускали около 30 лет.
Среди легковых авто особый интерес у детей вызывали машинки «Триг» с одной неповторимой особенностью — рулевым управлением. На крыше модели была специальная «шишечка», крутя которую, можно было поворачивать передние колёса. На базе «Трига» тоже выпускалась целая серия: «Вираж», «Хорда», «ГАИ», «Милиция», «Скорая помощь», «Техник», «АЗС»… Машинка «Техник» входила в набор «Автосервис» — к нему прилагались прицеп, павильон и эстакада. Машинку «АЗС» тоже можно было приобрести в комплекте с павильоном и автозаправочными колонками. Внутри павильона была изображена карта Свердловска с расположением автозаправочных станций, так что набор был полезен не только сыну, но и папе.
— Очень большим спросом пользовался набор спортивных мини-машинок — «Метеор», «Стрела», «Луч»… Дети с трёх лет в них играли, — говорит Надежда Михеева.
Позаботились на «Радуге» и о знаках дорожного движения. Было разработано несколько наборов, с которыми игра становилась более правдоподобной. В детских садах эти наборы часто применяли для того, чтобы объяснить воспитанникам правила дорожного движения.
Китай победил
Сегодня объединение «Радуга» не существует: после кризиса 90-х оно вошло в состав УГМК. А та в 2004 году выпуск игрушек остановила: нерентабельно. Отечественная металлическая игрушка не смогла противостоять хлынувшим из Китая дешёвым конкурентам.
Впрочем, на просторах Интернета можно найти немало форумов, где люди предаются ностальгии по пышминским игрушкам — и не просто делятся воспоминаниями, а обмениваются изделиями «Радуги» и даже продают их. Например, элементы гарнитура «Анютка» можно купить за 500–750 рублей. А жестяной грузовичок «Урал» в хорошем состоянии продают за 5–7 тысяч рублей!
— Это были супермашинки! — пишет один из пользователей форума rcforum.ru под ником Shumi2010. — Родственники из Верхней Пышмы снабжали в конце 80-х. Сейчас смотришь на китайскую дрянь и не понимаешь, почему верхнепышминские игрушки неконкурентоспособные?
Фабрика рока
В своё время фабрика «Радуга» подсобила и свердловским рокерам. В клубе этого предприятия в 1981 году был записан первый альбом группы Егора Белкина «Р-клуб». Верхняя Пышма — родной город Белкина, а название так и расшифровывалось «Радуга-клуб» (а вовсе не «Рок-клуб», как думают многие).
Вскоре там же начались репетиции группы «Урфин Джюс» в новом составе: Александр Пантыкин, Егор Белкин и Владимир Назимов. Пантыкин устроился в «Радугу» руководителем вокально-инструментального ансамбля, благодаря чему не только обеспечил своей группе место для репетиций, но и… добился гарантийного письма от фабрики на оплату записи альбома в свердловской киностудии.
Как рассказывает в своей книге «Хэдлайнеры» журналист и музыкальный продюсер Александр Кушнир, там же, на «Радуге», удалось устроиться и автору текстов «Урфина Джюса» Илье Кормильцеву — молодой поэт стал работать технологом предприятия.
В 1982 году альбом «15» появился на свет. Предприятие свои обязательства выполнило, хотя сумма получилась внушительная — 5 тысяч рублей, за эти деньги тогда можно было купить вполне сносный автомобиль. Записи разошлись по всему СССР и принесли «Урфин Джюсу» всесоюзную известность. Сегодня этот альбом, записанный на деньги фабрики игрушек, считается классикой свердловского рока.
Некогда успешный завод по производству игрушек для детей Советского Союза, сегодня выпускает металлические банки и тару.
Увы, но в современной России разрушено много предприятий того времени.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев