13 апреля 2016 года
Самой обширной и разнообразной частью портретного собрания в Волосове-Степановском была «Фамильная галерея» князей Куракиных. Она включала в себя более трехсот произведений XVIII – XIX веков русской и иностранных школ. Это не только портреты самих Куракиных, но и представителей многих известных дворянских фамилий России, с которыми они породнились на протяжении существования рода. «Фамильная галерея» – наиболее качественная по художественному уровню и наиболее старая по происхождению часть волосовской портретной галереи Куракиных, что вполне закономерно: Куракины портретировались у самых известных живописцев своего времени, а «волосовская» коллекция была частично составлена из произведений, привезенных из более «старых» куракинских имений.
Остановимся здесь на рассмотрении нескольких произведений XVIII века, входивших в фамильную галерею Куракиных и сейчас находящихся в собрании ТОКГ.
В первую очередь стоит упомянуть портрет Бориса Ивановича Куракина (1676-1727) – ярчайшего представителя своего времени, «птенца гнезда Петрова», участника Азовских походов и Северной войны, дипломата, посла в Великобритании, Голландии, Ганновере, Франции. Всего до нашего времени дошло четыре его портрета. Два из них почти полностью повторяют друг друга, являясь, видимо, копиями с одного оригинала (ТОКГ; ТГОМ). На обороте портрета, принадлежащего музею (он сохранился лучше, чем экземпляр галереи), довольно хорошо читается надпись старинным почерком: «Портретъ Князь Борисъ Ивановичъ Куракинъ. Своякъ Императора Петра 1-го». Аналогичный портрет хранится в Государственном Русском музее - копия последней четверти XVIII века работы неизвестного художника с неизвестного оригинала, выполненного не ранее 1717 года. Ни один из волосовских портретов также не является первоисточником, датированы они могут быть концом XVIII – началом XIX века.
Композиция этих произведений восходит к типу парадного портрета, получившего распространение в западноевропейском искусстве рубежа XVII – XVIII веков. Модель дана победренно, в почти трехчетвертном повороте. Борис Иванович изображен одетым в латы поверх кафтана золотистого цвета, в алой мантии, подбитой горностаем, в длинном парике. Через правое плечо перекинута Андреевская лента с прикрепленным к ней знаком ордена, у левого бедра - золотой эфес шпаги. Он стоит, подбоченясь правой рукой, в левой - свиток (как символ его дипломатической деятельности). За фигурой справа – дерево-«кулиса», слева, в глубине, – пейзаж с архитектурными сооружениями (возможно, голландский городской пейзаж). Горделивая поза изображенного, соединяющая в себе чувство собственного достоинства и гордость за возложенную на него миссию, придают образу торжественность, значительность и монументальность. Холодноватый колорит портрета, построенный на сочетании зеленоватых, сероватых и голубоватых тонов, заметно оживлен всплесками алого и золотистого цвета на мантии, кафтане, отделке доспехов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев