Граф Панин Никита Петрович-сын Петра Ивановича.
Во время нашествия Наполеона в 1812 г. Панину удалось сохранить семейный архив, произведения искусства и др. ценности из своей усадьбы. Разорить усадьбу и окрестные деревни не позволили французским мародерам местные крестьяне, образовавшие несколько партизанских отрядов. Одним из них командовал отставной майор Семен Емельянов (крепостной Паниных, он был отдан в солдаты, участвовал в суворовских походах, за спасение полкового знамени был произведен в офицеры) . Вошел в историю народной войны и подвиг старосты хутора Левшино Тимофея Архипова, сжегшего свою избу с 10 французами и ценой своей жизни спасшего от разграбления усадьбу Дугино и соседние деревни.
После изгнания французов Н. П. Панин продолжил благоустройство своего имения. В ознаменование победы на его средства в соседнем имении Хотьково был построен новый большой каменный храм во имя Вознесения с приделами во имя великомучеников Параскевы и Никиты. В усадьбе Дугино в 1820-е гг. был построен великолепный усадебный дворец, расширен парк с каскадами прудов, было открыто одно из первых в губернии училище для дворовых мальчиков (до 20 человек) , наиболее способные из них определялись затем для дальнейшего обучения в Смоленскую гимназию, по возвращении из которой назначались на различные должности.
Усадьбу Дугино унаследовал старший сын, граф Александр Hикитич Панин ( 1791-1850 ) , получивший блестящее образование. В 1812 г. он вступил в ополчение, участвовал в Бородинском и др. сражениях, был в заграничном походе, выйдя в отставку, поселился в усадьбе Дугино. Он закончил строительство усадебного комплекса, получившего свою композиционную завершенность. По сторонам усадебного дворца были построены 2 больших двухэтажных флигеля, соединенных с ним одноэтажными галереями; 2 одноэтажных каменных здания, каждое из которых состояло из двух прямоугольных и одного изогнутого корпусов (этими изогнутыми частями зданий образовывалась полукруглая площадь, в центре которой находилась церковь) .
В 1919 году центральный дом усадьбы сгорел. Церковь после революции превратили в избу-читальню, ставили спектакли, проводили собрания, а во время войны она полностью погибла. В 1990-е гг. снесен западный флигель, некогда примыкавший к дворцу. Восточный флигель стоит без крыши, сильно повреждена обшивка стен. От дома-«крючка» остались куски кирпичных стен.
Статью добавил (а) : Вадим кр, 13 мая 2016 Особое место в истории России и Смоленщины занимает село Дугино, связанное с имением графов Паниных, в последующем князей Мещерских. Во второй половине XVIII века на средства графа Н. И. Панина в Дугино была построена родовая церковь или, как она ещё называлась, домовая Свято-Троицкая церковь. В склепе этого храма 15 апреля 1789 года был погребен генерал-аншеф, участник Семилетней войны и русско-турецкой войны 1768-1774 годов, кавалер многих орденов, граф Петр Иванович Панин ( 1721-1798 ) . Отпевал графа П. И. Панина настоятель церкви протоиерей Василий Навроцкий.
С начала XIX века в дугинской церкви служил протоиерей Адриан Ковалев, о назначении которого «лично хлопотал» Никита Петрович Панин - камергер и генерал-майор (ГАСО, ВФ, Ф. 83, Оп. 1, Св. 1, Д. З, 1780) . В 30-40-х годах XIX века в храме служил священник Василий Иванович Смирягин и пономарь Петр Лабутин.
Сложно предположить, кто мог являться автором проекта дугинской церкви. Ее заказчик имел все возможности привлечь к своим замыслам самых знаменитых столичных зодчих. Очевидно, проект был прислан из Петербурга. Архитектура храма выразительна и решена в ясных и благородных формах классицизма. Лаконизм наружного убранства при полном отсутствии характерных для 1770-х гг. декоративных украшений на фасадах позволяет видеть здесь скорое приближение строгого классицизма — следующего этапа в развитии стиля. Пластическими аккордами фасадов являются красиво прорисованные двухколонные тосканские портики. Возможно первоначальный замысел был искажен в процессе строительства, поскольку непропорционально вытянутые завершения колоколен и заметная упрощенность их трактовки явно диссонируют с объемом самой ротонды.
Интерьер церкви, судя по фотографиям, производил более сильное и целостное впечатление. На фоне белого круга стен четко читался темный пояс профилированного карниза. Венчающую полусферу купола покрывала кессонированная роспись. Настоящим же украшением храма, его оригинальной задумкой, еще раз подтверждающей мысль об участии большого мастера, было решение алтаря — арочной ниши, замыкавшейся в глубине напряженно, по-барочному изогнутой стеной. Четыре коринфских колоны, раскрепованный антаблемент и динамичная живопись в конхе с Новозаветной Троицей в окружении облаков и летящих ангелов довершали оформление этой поистине барочной капеллы, искусно включенной в классически строгое ротондальное пространство. Необычен был и низкий иконостас в виде двух цилиндрических тумб с неписаными на них образами по сторонам Царских врат и скульптурными ангелами и распятием наверху.
Добавить статью или комментарий Текст статьи Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.
Нет комментариев