Он родился 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1871 года в селе Богодуховка на Полтавщине, в казацкой семье.
Род Поддубных славился физической силой и мощью, и Ваня пошёл в предков. Но если от отца ему достались сила и выносливость, то от матери — тонкий музыкальный слух. Это впоследствии поражало современников — не сочеталась эта музыкальность с внешностью силача.
Сила рода Поддубных не сделала их богатыми, потому с малых лет Иван приобщился к тяжёлому физическому труду, с 12 лет батрачил.
В двадцать с небольшим лет Иван отправился искать счастья в городе. По легенде, виной тому стала несчастная любовь — богатый сосед наотрез отказался выдавать замуж за «голодранца» свою дочь.
Силач Поддубный с лёгкостью устроился на работу портовым грузчиком сначала в Севастополе, а затем в Феодосии, и не помышлял о какой-то другой карьере.
Жажда борьбы
Как это часто бывает, всё изменил случай. В Феодосию приехал цирк Ивана Бескаравайного. Неотъемлемой частью цирковых представлений рубежа XIX–XX веков были выступления силачей и борцовские схватки. Вот и в цирке Бескаравайного были свои борцы, с которыми предлагалось посоперничать всем желающим.
Иван, уверенный в том, что силачам из цирка он не уступит, попробовал свои силы и… безоговорочно проиграл.
Тут-то он и понял, что борьба — это не просто соперничество крепких от рождения людей, а целая наука.
Ивана захлестнул азарт и желание доказать, что он может стать лучшим.
Он начал систематически тренироваться, изучать технику борьбы, и вскоре вновь вышел на цирковую арену, где одержал несколько побед над известными в ту пору атлетами.
После этого его приняли на работу в качестве профессионального борца в цирк Энрико Труцци. Так в 27 лет началась блистательная карьера Ивана Поддубного.
Как и большинство борцов в ту пору, он совмещал несколько амплуа. Поддубный демонстрировал силовые трюки, например, такой: ему на плечи клали телеграфный столб, на котором повисали с обеих сторон по десять человек и, в итоге, как правило, ломался… столб. Публика ахала в восторге.
Но основным зрелищем, конечно, была борьба. О Поддубном вскоре заговорила вся Россия, поскольку равных в традиционной русской борьбе на кушаках ему не было.
Судья — негодяй!
Однако в мире куда большую популярность имела французская борьба, которую позднее называли сначала классической, а затем греко-римской. Поддубный переключился на неё, и в 1903 году получил предложение представлять Россию на мировом первенстве в Париже.
Условия турнира, в котором участвовали 130 борцов, были весьма жёсткими — проигравший хотя бы одну схватку выбывал. «Русский медведь» Поддубный ураганом прошёлся по 11 соперникам, пока не встретился с кумиром французской публики Раулем ле Буше.
Схватка с французом едва не отвратила Поддубного от борьбы навсегда. Бои в ту пору могли длиться и по несколько часов, пока один из соперников не будет уложен на лопатки. Француз, не сумев взять Поддубного первым натиском, стал от него откровенно бегать.
К тому же оказалось, что он обмазан жировым веществом, мешающим делать захваты, — этот нечестный метод, кстати, у борцов в ходу до сих пор. Когда же Поддубный обратил на это внимание судей, те лишь пожали плечами. А через час схватки победу отдали ле Буше «за красивые и умелые уходы от острых приёмов».
Такое решение разгневало даже французскую публику, а Поддубный, потрясённый подобной нечестностью, хотел вовсе завершить борцовскую карьеру.
Комментарии 1
Очень жаль великого человека , прославившего Россию,что на закате своих дней он вынужден был искать себе пропитание,чтобы не умереть с голода...Читала, что соседи подкармливали его,чтобы он хоть как-то существовал. ...