
Рагхунатха Бхатта Госвами явился в этот мир в семье Тапана Мишры, великого преданного Господа Чайтаньи. За два года до рождения Госвами, следуя просьбе Чайтаньи Махапрабху, Тапана Мишра с семьёй переехал жить в Бенарес.
Во время своей грихастха-лилы Господь отправился как-то в Восточную Бенгалию, к реке Падме, где посетил профессора грамматики. Там он встретился с Тапана Мишрой и познакомился с ним. Тапана Мишра был восточным бенгальцем и пандитом в области шастр. Тем не менее, хотя он уделял большое внимание и совершенствованию как таковому, и совершенству жизни, он не мог установить внутреннее значение этих понятий. Однажды ночью ему во сне явился Господь и сказал: «Мишра! Не волнуйся. Шри Нимай Пандит только что появился в ваших краях. Он научит тебя и тому, как совершенствоваться, и тому, как добиться цели в жизни. Это не человек, это Верховный Господь, Нара-Нараяна. Хотя Он — творец вселенной, он принял облик человека во имя спасения мира». Сказав это, Господь исчез.
На следующее утро, закончив свои утренние обязанности, Тапана Мишра пошёл искать Шримана Махапрабху и сразу же увидел Шри Нимая Пандита, сидящего на скамейке перед его домом. От Него исходило яркое сияние, освещавшее двор, как будто к нему спустилось солнце. Его глаза были в точности, как свежие лотосы, а его прекрасные чёрные волосы ниспадали на плечи и вились. Его сильную грудь украшал прекрасный священный шнур, а одежды он носил жёлтые и блестящие. Сияющая, как луна среди звёзд, освещающая всё и вся, его яркая форма была окружена учениками.
Тапана Мишра выразил Господу почтение, упав к его лотосным стопам, и сказал: «О милостивейший! Я самый падший. Будь, пожалуйста, милостив ко мне». Господь нежно улыбнулся и, предложив ему присесть, попросил Тапана Мишру представиться. Представившись, Тапана Мишра спросил у Господа об истинах, касающихся совершенствования и о цели жизни.
Махапрабху сказал: «В каждом тысячелетии Господь приходит лично, чтобы освободить падшие души и дать им наставления о том, как надлежит поклоняться в каждой эпохе. В Сатья-юге — медитация, в Трета-юге — жертвоприношения, в Двапара-юге — поклонение Божествам, а в Кали-югу — санкиртана. С помощью этих процессов достигается высшее спасение. Для каждой из четырёх эпох существует определённый способ достижения освобождения. В эпоху Кали форма дхармы — нама-санкиртана».
Таким образом, Господь в образе духовного учителя рассказал Тапана Мишре о настоящем благе для души, а также о том, какова истинная дхарма в эпоху Кали — а именно, о нама-санкиртане. Он объяснил, что кроме святого имени, ничто иное не принесёт плодов.
Он сказал: «В эпоху Кали жертвоприношение святого имени — это главное. Ничто иное не эффективно в эпоху Кали, и поэтому нет религиозного принципа выше, чем этот. Без святого имени невозможно достичь совершенства в эту эпоху».
Тапана Мишра, услышав наставления Господа, выразил своё почтение у стоп Господа, распростёрши всё своё тело на земле. Когда Господь собрался уйти в Навадвипу, Тапана Мишра захотел сопровождать Господа по дороге в Навадвипу. Господь, однако, приказал ему: «Скоро ты пойдёшь в Каши. Там мы снова встретимся, и тогда я дам тебе дальнейшие наставления об этих истинах». Сказав это, Господь отправился в Навадвипу. Вскоре после этого Тапана Мишра вместе с женой отправились в Кашидхаму, которая называется также Варанаси или Бенарес, где через некоторое время и появился на свет Рагхунатха Бхатта.
Большая часть исследователей Чайтанья-вайшнавизма считают 1505 год годом рождения Рагхунатхи Бхатты. Эту дату можно получить и другим способом: когда, вернувшись из Вриндавана в Пури, Шри Чайтанья Махапрабху прибыл в Бенарес, ориентировочно в 1514 году, Рагхунатху Бхатте было девять лет.
Несмотря на то, что Господь Чайтанья находился в Бенаресе непродолжительное время, его очень тронуло служение маленького мальчика, обладавшего удивительным смирением. Впоследствии этот мальчик стал одним из шести ближайших учеников Махапрабху, имя которого было Рагхунатха Бхатта.
В Бенаресе Господь Гауранга жил в семье Чандрашекхара и каждый день почитал прасад в доме Тапана Мишры. Маленький Рагхунатха Бхатта подходил к Нему, трепеща от волнения, и просил о возможности даже самого малого служения. Шри Чайтанья позволил мальчику мыть за Ним посуду и растирать ему ноги. Через 2 месяца, однако, Шри Чайтанья возвратился в Пури, а сын Тапана Мишры всё время вспоминал свои отношения со Шри Чайтаньей и не мог смириться с разлукой. Лишь воспоминания об этих встречах проливали бальзам на раны в его сердце. Желание воссоединиться с Господом возрастало в нём день ото дня. Ему нужно было только повзрослеть для того, чтобы иметь возможность отправиться в Пури и предаться Господу.
Достигнув 20-летия, Рагхунатха Бхатта ушёл из Бенареса и отправился в Пури. По дороге он ещё совершил путешествие по Бенгалии, где встретил великого преданного Господа Рамачандры Рамдаса, имевшего глубокие познания в ведических писаниях. Рамдас был санньяси, и путь его лежал в Пури. Их объединила глубокая любовь к Господу и желание служить Ему, посему они решили путешествовать вместе.
Увидев в Рагхунатхе Бхатте Госвами великого преданного Господа, Рамдас всячески пытался оказывать служение ему. Но Госвами очень смиренно сказал ему: «Ты — уважаемый человек, и нет причин, по которым ты должен служить такой падшей личности, как я. Будем же путешествовать в мире и согласии на равных». Несмотря на это, Рамдас взмолился и сказал, что это его долг, — служить брахману. И в результате получил разрешение на то, чтобы нести багаж Госвами и служить ему всеми возможными способами. Тело его было задействовано в служении, тем временем язык непрестанно и с большим энтузиазмом воспевал святое имя Господа Рамачандры.
Наконец путники достигли Пури и встретились со Шри Чайтаньей Махапрабху. «Рагхунатха Бхатта, преисполненный неимоверного смирения, пал к лотосным стопам Господа. Затем, когда он поднялся, Шри Чайтанья обнял Рагхунатху Бхатту, хорошо понимая, кто стоит перед Ним».
После того, как Шри Чайтанья Махапрабху заканчивал трапезу, Рагхунатха Бхатта доедал остатки пищи с Его тарелки. Таким образом, он показал всему миру, что через служение возвышенным душам и принятие остатков их пищи, можно достичь высочайшего духовного прогресса.
В Джаганатха Пури Рагхунатха Бхатта Госвами удовлетворял Господа Гаурангу своими изысканными кушаниями, которые имели вкус божественного нектара, и спектаклями — прославлениями святого имени, которые удостоили его звания киртана-ачарьи.
Минуло восемь месяцев, и Шри Чайтанья сказал Рагхунатху Бхатте ехать домой, в Бенарес, и помогать уже состарившимся родителями. Учитель посоветовал Рагхунатхе не вступать в брак, чтобы не свернуть с дороги отречения, ведущей к поставленной цели.
Господь Гауранга также повелел Рагхунатху Бхатте изучать «Шримад-Бхагаватам» под руководством чистого вайшнава, который достиг совершенства в любви к Богу. В этот момент Махапрабху снял Свои кантхималы и, преисполненный любви, надел их на шею Рагхунатху Бхатте. «Возвращайся в Пури». Он заключил Рагхунатха Бхатту в объятия, а Госвами заплакал.
Погружением в «Шримад Бхагаватам» и служение матери и отцу была наполнена его жизнь на протяжении 4 лет, пока родители не оставили этот мир. Затем он вернулся в Пури, чтобы вновь предаться без остатка лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.
Рагхунатха Бхатта служил Господу Гауранге в течение восьми месяцев во второй раз. И вот он получил наказ Господа Чайтаньи, ставший миссией его жизни: «Мой дорогой Рагхунатха, — сказал Шри Чайтанья, — иди во Вриндаван. Следуй Моим наставлениям и вручи себя заботам Рупы и Санатаны Госвами. Живя во Вриндаване, постоянно воспевай Харе Кришна маха-мантру и читай «Шримад-Бхагаватам». Тогда Шри Кришна, Верховная Божественная Личность, очень скоро одарит тебя Своей милостью».
Рагхунатха Бхатта Госвами был великим учёным и обладал замечательными качествами, но, тем не менее, находил удовольствие в том, чтобы просто помогать Рупе Госвами. У него было множество учеников, среди них были даже цари, которые чтили его и поклонялись ему как Богу. И несмотря на это, он на виду у них смиренно кланялся другим вайшнавам и занимал всех своих учеников служением вайшнавам. Он всегда пребывал в настроении слуги слуги слуги Господа, и все очень любили его.
Так Рагхунатха Бхатта жил среди Госвами Вриндавана. Он был настолько вовлечён в Кришна-катху, что он никогда не слушал и не говорил на мирские темы, не говоря уже о том, чтобы критиковать преданных. Как объясняет Шрила Прабхупада, проповедникам приходится иногда приходится различать людей и учитывать эти их различия. Но Рагхунатха Бхатта Госвами был просто неспособен на это. Он верил, что все Вайшнавы искренне служат Господу в соответствии со своими реализациями, и поэтому им необходимо прощать их несовершенства в преданном служении. Это качество само собой проявляется в сердцах тех, кто привязан к воспеванию славы Кришны. И это должно быть целью, к которой следует стремиться в процессе преданного служения.
По наитию Рагхунатхи Бхатты Госвами один богатый преданный воздвиг во Вриндаване великолепный храм для Радхи и Говинды Шри Шри Радха-Говиндаджи. Даже по прошествии 450 лет, этот храм, выложенный из красного камня, остаётся самым красивым во Вриндаване и во всей Северной Индии.
Рагхунатха Бхатта Госвами преданно служил Говинде на протяжении 40 лет и ушёл из этого мира, войдя в мир трансцендентный, в 1579 г.
Опасаясь, что мусульмане могут осквернить самадхи Рагхунатхи Бхатты Госвами, Шри Джива Госвами сжёг его тело. Пепел был распределён на два самадхи, одно из них находится на Радха-кунде, а другое — в Саду 64 самадхи во Вриндаване.
В вечных играх Радхи и Говинды он служит в образе Расы или Раги Манджари, одной из ашта манджари Шри Радхи.
https://krishna-tv.com
Нет комментариев