
Шри Харидас Тхакур явился в этом мире в 1450 или 1451 году в деревне Бурон (Будхам, Будана) в современном районе Шат-кира, который ранее был частью Кхулны в Бангладеш. Так что этим краям повезло, они были благословленны, потому что в этих местах воспевалось святое имя — Хари-нама-санкиртана.
Харидас Тхакур был на 35 лет старше Чайтаньи Махапрабху, и его молитвы вместе с молитвами Адвайты Ачарьи стали причиной нисхождения Чайтаньи Махапрабху.
Шри Харидас Тхакур — вечный освобождённый спутник Господа. Спутникам Господа поклоняются, где бы они ни родились. Гаруда родился птицей, Хануман — обезьяной, точно так же Харидас Тхакур родился в семье яванов, мусульман. С самого рождения Харидас был глубоко предан святым именам Шри Кришны. Ежедневно он воспевал 300 000 (3 лакха) Святых имён Господа. Он воспевал в уединённом месте и поклонялся Туласи. Он воспевал 1 лакх вслух и 2 мысленно. Махапрабху называл его намачарьей — духовным наставником воспевания Святого Имени.
Духовные склонности, сформировавшиеся в его прошлых жизнях, проявились у Харидаса в самом раннем возрасте, впоследствии он оставил дом и семью, полностью обратившись к преданному служению. В лесу Бенапаса он соорудил себе маленькую хижину и приступил к интенсивному воспеванию и медитации. Злонамеренные люди мешали его бхаджану, и поэтому он оставил свою хижину, переселившись в святое место на берегу Ганги в Фулие, возле Шантипура.
Адвайта Ачарья был невероятно рад возможности общаться с ним и громко рычал от удовольствия. Харидас Тхакур был последователем Адвайты Ачарьи, а также его близким другом. Брахманы Фулии были очень довольны, когда видели, как Харидас поклоняется святому имени, и они приходили каждый день к нему на даршан.
Постепенно распространилась слава о Харидасе Тхакуре. Когда администратор-мусульманин Мулукпати узнал обо всём происходящем, он был вне себя от злобы и отправился к местному правителю мусульманину Кази сообщить эту новость. «Несмотря на то, что он мусульманин, Харидас Тхакур ведёт себя, как индус, и поэтому мы должны привести его сюда и отдать под суд». Выслушав Мулукпати, Кази, приказал привести Харидаса Тхакура немедленно.
Этот правитель сказал Харидасу: «Просто прекрати это воспевание и произнеси Калму —мусульманскую молитву». Харидас Тхакур ответил: «Верховный Господь один, хотя имена у Него могут быть разные. Индуистские шастры — это пураны, а мусульманская шастра — это Коран. Каждый ведёт себя так, как им движет Господь, это и ко мне относится. Некоторые яваны стали индусами, а некоторые индусы — яванами — для того, чтобы поклоняться Господу. О Махарадж, теперь ты можешь вынести свой приговор».
Выслушав такой ответ, Кази ответил, что Харидас Тхакур заслуживает наказания. Услышав приказ Кази, Мулукпати обратился к Харидасу: «Брат, просто соблюдай свою религию. Тогда тебе не о чем будет беспокоиться. Иначе ты будешь наказан». В ответ Харидас Тхакур воскликнул: «Даже если вы разрежете моё тело на куски, я не перестану воспевать Хари-наму!».
Услышав эти слова Харидаса, произнесённые с великой решимостью, Кази объявил: «Он должен быть избит на двадцати двух базарах. Если после этого Харидас не умрёт, это будет для меня свидетельством того, что он говорит правду». Выслушав приказ Кази, грешник Мулукпати приказал, чтобы Харидаса Тхакура избили на двадцати двух базарах. Харидас помнил Господа, воспевая «Кришна Кришна», и, счастливый, не чувствовал никаких телесных неудобств.
Как демоны из круга Хираньякашипу всячески старались убить Шри Прахладу Махараджа, но всё без толку, так и демоны-мусульмане, хоть и пытались причинить боль Харидасу Тхакуру, так ничего и не смогли. Харидас Тхакур погрузился в нектар Имени и до мусульман постепенно дошло, что это вовсе не обычный человек.
Кончилось тем, что они смиренно подчинились Тхакуру. «Харидаса! Мы поняли, что ты настоящий святой. Никто ничего не может тебе сделать. Но Мулукпати этого не поймёт. Скорее всего, он снимет нам головы». Услышав их испуганные мольбы, Харидас ушёл из внешнего сознания и погрузился в глубокую медитацию на святое имя Господа.
Тогда мусульмане принесли его тело на собственных плечах к Мулукпати, который решил, что Харидас умер. Руководствуясь такими догадками, он приказал бросить его тело в Гангу. Тело Харидаса поплыло вниз по Ганге, пока не доплыло до Фулия-гхата, где он выбрался из воды и начал громко петь Хари-наму. При виде такого величия Харидаса Тхакура, Мулукпати испугался. Вместе с другими мусульманами он прибыл на место и начал умолять Харидаса Тхакура простить его за нанесённые оскорбления. Считая Харидаса за святого, все его поприветствовали и таким образом им простили оскорбления. Преданные, которые оказались свидетелями игр Тхакура, были в экстазе.
Харидас Тхакур повторял Хари-наму в похожем на пещеру дупле, выдолбленном в основании дерева. Эта «пещера» и по сей день есть возле Фулии, на берегу Ганга. Туда можно добраться на поезде из Шантипура. В корнях этого дерева жила тогда ещё и ядовитая змея. Боясь этой змеи, преданные не могли там долго оставаться и однажды они сказали Тхакуру о том, что им страшно, когда рядом такая змея. Видя, как страдают преданные, Харидас Тхакур позвал змею и сказал ей: «Мой дорогой господин, если ты тут действительно живёшь, то я прошу тебя: уйди, пожалуйста, к завтрашнему дню, иначе однозначно придётся уйти мне». Услышав эти слова Тхакура, змея немедленно выползла из своей норы и, предложив Тхакуру намаскар, куда-то уползла. При виде таких событий преданные остолбенели от изумления и их преданность Харидасу Тхакуру стала ещё более глубокой.
Однажды один помещик, Рамчандра Кхан, подослал к Харидасу проститутку, чтобы она соблазнила Харидаса, но Харидас Тхакур говорил: «Я дал обет повторять три лакха в день. Когда я закончу, то исполню твоё желание». Через три дня, слушая воспевание Харидасом святых имён, девушка поняла, что он маха-пуруша и она бессильна совратить его. Она припала к лотосоподобным стопам Харидаса Тхакура, и Харидас сказал: «Я знаю, зачем ты пришла. Оставь всё своё богатство, дом и всё остальное и останься в этой пещере. Живи здесь. Я дарую тебе Харинам — Святое Имя. Повторяй Его, и прасадам будет приходить к тебе».
Так Харидас Тхакур инициировал проститутку, и она стала вайшнави, и многие великие личности, практикующие сознание Кришны, приходили, чтобы обрести её даршан. Они чувствовали, что им необычайно повезло оттого, что они получили даршан вайшнави.
Однажды Харидас Тхакур пришёл в деревню Хариноде-грам в округе Джессор. В этой деревне жили по большей части брахманы. Однажды во время религиознного диспута один весьма напыщенный брахман обратился к Харидасу Тхакуру и бросил в его сторону: «О Харидаса! Зачем ты повторяешь святое имя вслух? В писаниях рекомендуется повторять в уме». В ответ Харидас Тхакур сказал: «Птицы, звери и насекомые не могут повторять самостоятельно, но если они услышат Хари-наму, то они тоже получат освобождение. Если человек повторяет только сам себе, то он освободит только себя, а если вслух, то благо в результате получается в сто раз больше. Таков вывод писаний».
Услышав это возражение Харидаса Тхакура, грешник-брахман не смог стерпеть и воскликнул: «В Кали-югу шудры будут декламировать шастры! Теперь я вижу это собственными глазами». В ответ на это личное оскорбление, прозвучавшее из уст негодяя-брахмана, Харидас Тхакур просто молча покинул собрание. Через несколько дней брахман подхватил язвенную проказу. Результат вайшнава-апарадхи проявился молниеносно. В Кали-югу ракшасы рождаются в семьях брахманов для того, чтобы причинять беспокойства честным и добродетельным людям.
Был ещё один случай. Харидас захотел получить даршан у вайшнавов из Навадвипы. Там каждого переполнил экстаз, когда они увидели Харидаса. Адвайта Ачарья любил Харидаса больше жизни, и он ему первому предлагал прасад, хотя он должен предлагаться только брахманам высочайшего класса после совершения питри-шраддхи — поклонения своим предкам.
Харидас Тхакур жил некоторое время в Бенаполе, это тоже в округе Джессор. Каждый день и каждую ночь он повторял триста тысяч святых имён. В то время, когда Шри Чайтанья Махапрабху явил свои божественные качества, проявив себя как Верховная Личность Бога во дворе дома Шривасы Пандита, Он сказал своим дорогим преданным: «Харидас! Когда эти мусульмане били тебя, Я был готов разрезать их Своей сударшана-чакрой, но поскольку ты молился об их благополучии, Я ничего не мог сделать. Поэтому Я принял их удары на Своё собственное тело. Вот смотри, эти шрамы до сих пор у меня на теле».
При виде следов на теле Господа Харидас упал в обморок, переполненный экстатической любовью. Придя в себя, он начал восхвалять Господа своей жизни. «О Господь Вишвамбхара, Господин вселенной, пролей, пожалуйста милость, на этого грешника, павшего к Твоим стопам. Хороших качеств у меня нет, я подлый негодяй, отвергнутый всеми слоями общества. Как же я смогу описать Твои божественные качества?»
Тхакур Харидас присутствовал во время большей части игр Господа в Надии, и когда Господь отправился в Джаганнатха Пури, Харидас составил Ему компанию и поселился в Пури. Каждый день, после посещения мангала-арати Господа Джаганнатхи, Господь Чайтанья приходил к Харидасу Тхакуру и приносил прасад Господа Джаганнатхи. Когда Шри Санатана Госвами и Шри Рупа Госвами приходили из Вриндавана в Пури, они останавливались с Харидасом Тхакуром. Харидас, чтобы блюсти этикет, не подходил к храму Господа Джаганнатхи, но предлагал свои поклоны чакре, находящейся на вершине храма, — с расстояния. Поскольку он по рождению считался мусульманином, его присутствие в храме оскорбило бы тех, кто помешан на кастах.
Махамайя-деви получила посвящение в маха-мантру у Харидаса Тхакура, а Чайтанья Махапрабху назначил его ачарьей Святого Имени. Его уход из этого мира в присутствии Чайтаньи Махапрабху, полностью описан Шри Кришна дасом Кавираджей Госвами в «Антья-лиле» «Шри Чайтанья Чаритамриты».
Славным был уход Шрилы Харидаса Тхакура из материального мира. Господь Чайтанья лично провёл последние вайшнавские церемонии по Шриле Харидасу Тхакуру — от омовения его тела в океане до погребения его трансцендентного тела в песке на берегу океана в Джаганнатха Пури. Махапрабху лично омыл тело Шрилы Харидаса Тхакура в водах океана, и Сам вырыл его самадхи. Также Он сделал песочную насыпь в виде храма на месте погребения и устроил санкиртану. Преданные обходили вокруг этого самадхи, пели Святое Имя, а затем устроили пир.
Махапрабху лично бросился к лавочникам собирать пожертвования для того, чтобы провести фестиваль в честь ухода Шрилы Харидаса Тхакура, но преданные остановили Его, сказав: «Мы сами сделаем это». Они собрали много пожертвований, устроили большой фестиваль, роскошный пир, на котором все воспевали Святое Имя, почитали прасад и восхваляли Шрилу Харидаса Тхакура.
Махапрабху дал особое благословение. Он сказал: «Тот, кто участвует в праздновании дня ухода Шрилы Харидаса Тхакура, в этом фестивале, или тот, кто покланяется его самадхи, принимает пыль самадхи себе на голову, или тот, кто поёт здесь санкиртану или почитает прасад, — такая личность очень скороо обретёт Кришну».
К счастью, все святые места по-прежнему сохранились, хотя прошло уже много сотен лет. И такого никогда не было, чтобы сам Господь вырыл самадхи Своему преданному — это был единственный случай с Харидасом Тхакуром. Таким образом Господь явил Свою природу бхакта-ватсалы, Того, Кто всегда стремится служить Своим преданным.
https://krishna-tv.com 
Нет комментариев