Он был самым богатым в роде Лыковых-Оболенских, а его жизнь стала чередой политических взлетов и падений.
В 1594-97 гг. он был рындой — телохранителем — царя Федора Ивановича, а в 1598 году стал одним из подписавших грамоту об избрании на царство Бориса Годунова, при дворе которого был стольником с 1598 по 1605 год. В это время он много и часто враждовал с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, по доносу которого в 1602 году даже попал в царскую опалу. Отлученный от двора, он с 1602 по 1604 год служил воеводой в Брянске. Видимо, эта опала стала причиной того, что Борис Михайлович Лыков-Оболенский одним из первых признал Лжедмитрия I и даже приводил к присяге ему «украинные города».
При дворе Лжедмитрия I Борис Михайлович достиг весьма высокого положения: стал «великим боярином», кравчим и 2-м воеводой Большого полка. В правление царя Василия Шуйского Лыков-Оболенский отличился в боях со сторонниками Лжедмитрия II, разбил в битве на р. Восма отряды И. Болотникова, а в августе 1608 года у Медвежьего брода на Москва-реке разгромил войска польского полковника А. Лисовского. Затем Лыков-Оболенский сражался под командованием М.В. Скопина-Шуйского, после смерти последнего и свержения Василия Шуйского в июле 1610 года он вошел в боярское правительство, известное как «Семибоярщина».
Став сторонником воцарения на российском престоле польского королевича Владислава, Б.М. Лыков-Оболенский во время осады Москвы войсками 1 и 2-го Земского ополчений в 1611-1612 гг. находился в Кремле вместе с польским гарнизоном., после капитуляции которого был отправлен Земским правительством в свое поместье. На Земском соборе он активно поддержал кандидатуру Михаила Федоровича Романова, которому он, будучи женатым на сестре его отца Анастасии Никитичне, приходился дядей.
В правление Михаила Федоровича Лыков-Оболенский выполнял важнейшие поручения и занимал весьма высокие должности. Он вел в Ярославле переговоры с мятежными казачьими атаманами, а после их провала нанес поражения отрядам сторонников атамана И.М. Заруцкого. Во время новой войны с поляками в 1617-18 гг. он успешно руководил обороной осажденного королевичем Владиславом Можайска. В последующие годы он последовательно возглавлял Разбойный, Сыскной. Конюший и Ямской приказы, был воеводой в Новгороде и Казани, получил право именоваться наместником рязанским и тверским, а в декабре 1640 года в отсутствие царя даже «ведал» Москву.
Сабля Бориса Михайловича неоднократно использовалась в бою. Об этом свидетельствуют небольшие переточки на клинке, зазубрины на лезвии и следы сильных ударов на обухе. Сабля представляет собой редкий образец турецкого клинкового оружия XVI века. С правой стороны по всей длине арабоязычная надпись религиозного содержания (суры Корана), на пяте в круглом, фигурном и прямоугольном клеймах также золотом наведена восточная надпись: «РАБОТАЛ МАГОМАД» и дата «1592». Hа обухе золотом наведена старославянская надпись: «САБЛЯ БОЯРИНА КНЯЗЯ БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА ЛЫКОВА-ОБОЛЕНСКОГО».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8