Был случай, когда изготовленный мастером нож был передарен, но настолько запал в душу бывшему владельцу, что он запросил у Антона второй такой же. После недолгих отпирательств согласился и сделал-таки копию. Такой же, но всё равно не такой…
Рассказал нам Антон про свою серию якутских ножей для новоуренгойского любителя.
– Клинки пришлось заказать, — поясняет Угланов. — Их необходимо ковать, а кузнечное дело я пока не освоил — слишком много для этого нужно оборудования, в первую очередь горн. Поэтому приходится подтачивать чужие заготовки под нужный размер.
Но серия — это только так звучит. Единого эскиза опять нет, и со станка каждый раз выходит предмет, мало похожий на предшественника.
– Повторяться скучно, и времени на это нет. Столько задумок! — поясняет Антон. — Выпускать их партиями — это уже не мастерство, а работа. Я всё же занимаюсь этим для удовольствия. А то, что они людям нравятся, очень приятно.
«Беру заготовку клинка и уже на станке решаю, что из него лучше выйдет, — рассказывает Антон. — По готовому клинку придумываю рукоять — какой формы, из какого материала будет лучше смотреться. Уже по рукояти определяю ножны. Как накидал на ходу, так и вышло. Главное, всё должно смотреться гармонично».
В этом причина малочисленности ножей Угланова: другой мастер, пользуясь таким спросом, давно бы поставил домашний бизнес на поток. Антон каждое новое изделие делает как для себя, а в чужие руки отдаёт уже потом, чтобы взяться за следующую задумку.
– На клинок уходит в среднем три дня, — прикидывает время работы мастер. — На ручку, если дерево не стабилизировать, столько же. Если стабилизировать, если делать гибридную, если из капа со смолой, тут уже на один брусок можно неделю потратить. Потом ещё какие ножны в голову взбредут. В среднем выходит от задумки до готового инструмента месяц-полтора.
Но и это не критерий «трудодней». Бывает — не идёт, а бывает — как найдёт вдохновение, и невозможно остановиться.
– Вот, впервые заказал на пробу два клинка из дамасской стали — раньше иметь с ней дело не приходилось. Захотелось попробовать — взял в руки и уже третий день остановиться не могу. Так хочется посмотреть, что выйдет…
Любимый — самый сложный
А сколько всего орудий сделано из разной стали и в разном материале — подсчёту не поддаётся.
Многие считают, что лучше всего Угланову удаются национальные ненецкие ножи — они более изящные по форме и легче, чем оригиналы у тундровиков. Некоторые коллекционеры больше ценят в изделиях Антона ножны — иногда они смотрятся самостоятельным произведением искусства. Есть ценители японских мотивов мастера-самоучки.
Нет комментариев