Однако такое деление по цветам, на самом деле, весьма условно. О чем говорит цвет лекарства и чего стоит ждать от него пациентам.
Разноцветная «химия» - это исключительно пациентская история, врачи такими обозначениями не пользуются. Для лечения злокачественных опухолей сегодня существует около сотни препаратов, а их комбинаций – в разы больше: можно просто запутаться. А пациентам так, действительно, проще, в том числе и потому, что продолжительное воздействие токсичными веществами на организм снижает функцию запоминания. После множества курсов химиотерапии далеко не все могут воспроизвести названия получаемых препаратов. С цветами – проще.
Вся разноцветная химия – это классические цитостатики, то есть клеточные яды. С этой группы препаратов начиналось лекарственное лечение рака несколько десятилетий назад. Но несмотря на свою агрессивную токсичность они сделали для спасения людей неоценимо много.
👉 Итак, существует всего четыре цвета химиотерапии: желтый, красный, белый и синий.
🟡 Самая старшая – желтая
Благодаря цвету основного компонента – метотрексата. Почти 80 лет назад его синтезировали, чтобы заблокировать поступление в раковые клетки фолиевой кислоты, по сути, желтая химия – это антивитаминка для клеток.
Сегодня желтую химию употребляют редко, но когда-то эта схема была «заводилой» в терапии опухолей молочной железы и яичников, легких и кожи, сарком. Никакие инновационные лекарства так и не смогли заменить метотрексат при злокачественной опухоли, развивающейся вместо беременности - хореокарциноме матки.
Желтая химия считалась относительно легкой: на голове оставались хоть и сильно поврежденные, но какие-никакие волосы.
При этом, возможные осложнения метотрексата связаны с развитием язвенного стоматита, лейкопении, тошнотой, абдоминальной болью, усталостью, ознобом.
🔴«Красный дьявол»
В ее основе - антрациклиновые антибиотики: доксорубицин или его младший брат эпирубицин. Их прототипы когда-то нашли в грибах, колонии которых под микроскопом были ярко-красного цвета.
Доксорубицин в комбинации с циклофосфаном его использовали десятилетиями при лечении множества злокачественных опухолей. Со временем для злокачественных опухолей, не очень активно реагировавших на этот дуэт, нашли более эффективные препараты, и комбинация ушла из терапии, например, немелкоклеточного рака легкого, но при этом осталась в лидерах при лечении его мелкоклеточной формы. При раке яичников красная химиотерапия тоже спустилась в самый низ рейтингов. А вот при раке молочной железы благодаря добавлению к схеме еще одного компонента - белого таксана - ее эффективность только повысилась.
Очевидно, что красная химия бьет не только по раковым клеткам, но и по клеткам других органов и тканей. Одна из самых ярких побочек – кардиотоксичность, или повреждение сердечной мышцы.
Однако, врачи научились бороться с этим осложнением и сокращать до минимума степень поражения миокарда. Для снижения риска токсичности утвердили стратегию и тактику химиотерапии при изменениях в сердечно-сосудистой системе, при использовании красной химии пациента наряду с онкологом постоянно консультирует кардиолог.
⚪ Белая химия
На самом деле, не столько белая, сколь мутная – из-за особенности основного компонента таксана (паклитаксела или более позднего - доцетаксела) мутнеть при растворении в касторовом масле.
Белая химия появилась в арсенале онкологов примерно в 90-е годы прошлого века, и постепенно вытеснила красную предшественницу в борьбе с распространенным раком яичников (в основе - с паклитакселом). При этом данная схема на основе доцетаксела показывает и высокую эффективность в лечении рака молочной железы на всех этапах: до операции, для профилактики рецидива после хирургии и при метастатических стадиях.
Также белая химия продемонстрировала определенный эффект в борьбе с метастазами рака молочной железы в печени, рака желудка, поджелудочной и предстательной желез.
Белая химия также имеет кардиотоксичность, хоть и умеренную, поэтому красную и белую схемы всегда вводят в разные курсы. Зато таксаны в большей степени могут оказывать негативное воздействие на периферическую нервную систему. Например, стать причиной развития нейропатии – повреждения нервов в конечностях, сопровождающихся болью, онемением или покалыванием в ладонях или стопах.
🔵 Про синюю химию скажем буквально пару слов, так как в настоящее время в онкологической практике нашего диспансера она не используется в связи с утратой актуальности. Препараты, входящие в ее основу - митоксантрон и митомицин – синтезировали из антрацендионовой голубой краски. Когда-то синей химией пытались лечить рак молочной и предстательной железы, опухоли ЖКТ, мочевого пузыря, шейки матки, лимфому Ходжкина, а также заболевания крови, но сегодня их полностью вытеснили более эффективные средства.
❗ А теперь – о побочных эффектах, во время химиотерапии они есть практически всегда и разной степени выраженности.
Большинство побочных эффектов химиотерапии врачи научились успешно профилактировать. С этой целью для каждого препарата разработаны собственные курсы поддерживающей терапии. Часто их назначают одновременно с началом приема противоопухолевого препарата, а порой - и за некоторое время до него. Благодаря такой тактике в большинстве случаев нежелательных явлений удается избежать или существенно снизить их проявления. Самое главное, что должны понимать пациенты: цвет лекарства не имеет никакого значения, самое главное - применять средство правильно.
#ОНКОЛИКБЕЗ #разноцветнаяхимия #краснаяхимия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2