Война с виной
Зачем вам этот текст в полнолуние, когда Луна проходит рядом с Антаресом, самой яркой звездой в созвездии Скорпиона? Как минимум, чтобы воспользоваться удачным моментом освободиться от того, что лежит на дне грузом прошлого, отравляет чистую воду вашего настоящего и мешает свободному течению будущего.
Не буду утомлять вас прелюдией о том, что мир изменился. Кто читает меня давно, тому не нужно повторять, кто недавно, - или вы сами все уже видите по событиям своей жизни, или вскоре вас ждут сюрпризы. В изменившемся мире, на новом уровне игры нам предложены другие правила - сотворчество и создание своего игрового поля в режиме реального времени. Что захочешь, то и получишь, причем, буквально. Информация равна материи, а мы теперь несем полную ответственность не только за свои поступки, но и за мысли.
Казалось бы, сотворение своей жизни - дело серьезное, требует внимания и концентрации, как сложная дорога требует внимания водителя, который, конечно, изредка поглядывает в зеркало заднего вида, но только для того, чтобы убедиться, что его никто и ничто сзади не догоняет само, а так - взгляд вперед, на дорогу, которая проступает под ногами (колесами) идущего (едущего).
Но кроме сил, заинтересованных в нашей духовной и физической эволюции, есть силы, которым выгоден уровень животных, питающихся фастфудом, и эти силы (эгрегоры) делают все, чтобы мы ехали вперед, глядя назад.
Человек, очевидно, не сова, он не приспособлен вертеть башкой на 180, но упрямо вертит, как будто там, в прошлом есть что-то наркотически привлекательное.
И оно есть.
Этот наркотик называется «чувство вины».
Невероятно, но факт: нам нравится чувствовать себя виноватыми. В биохимии чувства вины задействован окситоцин - тот же гормон, что помогает нам ощущать любовь. Когда мы думаем о своих ошибках, о том, что не соответствовали чьим-то ожиданиям или сделали что-то не так, мы испытываем внутреннюю потребность это исправить, и вот она биохимически почти так же приятна, как и влюбленность, да еще и приправлена «острыми» кортизолом и норадреналином.
Возбуждающая штука эта ваша вина.
В этом наборе нет стимулов к реальным действиям (да и нечего делать с тем, что уже давно произошло и кануло в Лету), но есть нежелание смотреть в будущее и неспособность радоваться (потому что серотонин и дофамин подавлены). Чувство вины НИКОГДА не ведет к созидательному действию и сотворению нового, зато отлично подсаживает на бесконечный перепросмотр ситуаций в прошлом и ритуальное самобичевание, несущее наслаждение. БДСМ в отдельно взятом сознании. В каждом первом.
Во многих языческих традициях чувство вины и застревание в прошлом были если не под запретом, то, как минимум, не одобрялись. И даже в христианстве вина как синоним бесконечного самобичевания и духовной апатии противопоставляется созидательной «печали ради Бога» - эмоциональному осознанию поступка, который не был наполнен божественной любовью, раскаянию и радости, что в настоящем и будущем, благодаря осознанию, ты свободен.
Но глубинная причина необходимости контроля вины в том, что мы уходим все дальше от единства со вселенной в тесный эгоцентрический коридор матрицы, которая, как нам кажется, существует только из-за нас, для нас и вокруг нас.
«Награждая» себя виной, мы отрицаем волю других людей, волю высших сил, природы, естественный ход вещей, само мастерство бога - гениального автора, превзойти которого по красоте, сложности и хитросплетению сюжетных линий пока не удавалось никому из смертных. Нам кажутся очевидными и прямолинейными последствия наших поступков, мы делим их на плохие и хорошие и считаем себя истиной в последней инстанции - не только в своей жизни, но и в жизнях наших детей, близких, даже в глобальных событиях. Сколько людей за последние несколько лет загробили себе здоровье, сели на антидепрессанты и безнадежно застряли в нигде из-за коллективного чувства вины?
Вина и война родственны по этимологии, только война - это действие вовне, борьба с внешним врагом, а вина - это битва внутри, с самим собой. Битва, от которой мы получаем извращенное удовольствие.
Апостол Иоанн: «В чем бы нас ни осуждало сердце, Бог больше нашего сердца и знает все».
Но допустить, что у бога есть план покруче нашего, значит - лишить себя вины, войны, источника острых ощущений и - для многих - смысла жизни. Годы уходят на самобичевание, возвращение к событиям, в которых очень хочется найти причинно-следственную связь со своими решениями, чтобы наградить себя очередной плетью: «Это все из-за меня».
Как в прекрасном советском фильме: «А часовню тоже я развалил?»
Мы не умеем жить с надеждой на любовь и счастье, зато отлично живем с надеждой на вину.
Мы не готовы ощутить свободу и силу творца в себе, зато готовы в любой момент посыпать голову пеплом (поэтому на всякий случай таскаем за собой пепелища прошлого, даже если сарай и хата сгорели, потому что молния случайно ударила).
Я была чемпионом по чувству вины. К своим 20ти годам я не чувствовала себя виноватой, пожалуй, только за то, что звезды иногда падают с неба. А потом у меня случился инсульт (и я искренне считала, что в этом я тоже виновата сама).
Недавно ученые провели исследования функциональной активности мозга в состоянии стыда и вины. Результаты: активность для обоих состояний в медиальной префронтальной коре, в левой височной доле, левой задней мозговой артерии и зрительной коре.
Если по верхам для всех, чувство вины - аналитическое, логическое, не потоковое, в нем нет никакой божественной искры, мы сами придумываем себе вину.
Если про меня лично, перечисленные выше зоны мозга - это именно те зоны, которые у меня пострадали после инсульта. Чтобы я смогла видеть, быть визионером, проводить тексты, понимать глубже и вообще жить дальше так, как нужно, мне принудительно отключили гипервину. Вот уже 19 лет там глиозные рубцы.
Потому что невозможно подняться на уровень демиурга, рассуждая в плоскости «плохое-хорошее», «черное-белое», «я во всем виноват» ( = выше меня никого нет).
Невозможно увидеть узор целиком, если ты упираешься взглядом в точку.
И это мы про одну жизнь одного человека, а если посмотреть объемно на коллективные процессы? А если выйти в регрессивный опыт за пределами одной жизни?
Мы все еще думаем, что главные во вселенной. И ладно бы, это заблуждение приводило к тому, что мы берем на себя ответственность быть мудрыми, дальновидными и творить что-то прекрасное.
Мы «главные» - на уровне истерящего двухлетки, который требует к себе всеобщего внимания, не осознавая причинно-следственных связей между чашкой, сброшенной со стола, и осколками на полу.
Чувство вины - отличный заменитель результата. Событие - это модуль, и мы дополняем его плюсом или минусом, в зависимости от нашей оптики. В основе своей «я сделал плохое» равно «я сделал хорошее», и чувство вины только подтверждает факт сделанного. Я (не)молодец, но я не жил напрасно. Вот мои деяния, и здорово их пересматривать, добывая оттуда гормональный коктейль.
В этой игре участвовали поколения.
Но - возвращаемся к началу - мир изменился.
Теперь никто не ставит галочки в зачетке за прошлые заслуги. И ветераны войны вины уже не могут рассчитывать на льготы.
В новой системе координат прошлого не существует, оно обнуляется с фантастической скоростью - потому что настоящее (и будущее) теперь создается не одно на всех, а в восьми миллиардах индивидуальных версий. Весь этот объем данных надо где-то хранить, поэтому прошлое удаляется - вместе с триггерами, которые так здорово работали на чувство вины.
Чтобы сделать новые фото и видео, вам рано или поздно придется почистить память смартфона.
Но мы хитрые, и даже когда дело доходит до чистки, мы любовно перекладываем файлы на диск или в облако, чтобы возвращаться к ним снова и снова. Ходить в терапию - обсуждать свой «вклад» в мировой хаос. Находить в жизни взрослых детей признаки того, что мы плохие родители. Объяснять проблемы других дееспособных взрослых тем, что мы для них чего-то не сделали. Оправдывать жесткость к нам тем, что мы сами плохие и заслужили.
Примеры можно приводить до утра.
Вернемся к полнолунию. И окситоцину.
Полнолуние июня, глубинное, темное, перед Литой - идеальное время, чтобы отказаться от того, что не работает в новой реальности, что тянет на дно и мешает создавать, любить, наслаждаться жизнью.
Как вы будете хоронить ваше чувство вины - ваше личное дело. Будет ли это ритуал, или честный разговор с самим собой, или радикальное прощение, - выбирайте сами. Инсульт не рекомендую, это слишком экстремально.
И переключите тело на выработку окситоцина другими способами. Влюбляйтесь, создавайте классные связи и наслаждайтесь общением, заведите домашнее животное (или младенца - для самых смелых), позволяйте себе доверие, эмпатию, идите в телесный контакт (прикосновения решают), обнимайтесь, дарите себе и другим эмоциональное и физическое тепло.
У нас новый планетарный сезон сериала. Вы ни в чем не виноваты. Вы не сова и смотрите прямо вперед - честно, смело и с интересом.
Все, что случилось в прошлом, даже с вашим участием, волей боженьки сплелось в причудливый, сложный, очень красивый узор, в котором нет ни одной случайной детали. Так что даже в старых ошибках вы молодцы - помогли сделать великий гипертекст интереснее.
Вина убивает в нас частицу бога, но бог больше нашего сердца.
Когда каждый из нас окончит вину/войну с собой, снаружи тоже не будет поводов воевать.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1