В наше время в этом огромном регионе ислам давно победил. Мусульманами стали и оседлые земледельческие народы, и те, кто до сих пор живет кочевым и полукочевым хозяйством.
Но тысячелетие назад все было по-другому. Хоть ислам тогда являлся молодой и сильной религией, христиане начали раньше. Их проповедники успели дойти до самых глубин Азии.
Получилось это так.
В 431 году учение представителя восточной ветви христианства, архиепископа Константинополя Нестория было объявлено ересью на очередном церковном соборе в городе Эфесе. В сущности, от традиционного православия оно отличалось как партия тупоконечников от остроконечников, которые не могли определиться, с какой стороны разбивать яйцо. Главным у них было то, что Дева Мария не считалась богородицей, ведь Христос был простым человеком, поэтому его мать не могла родить Бога.
Но для людей тех времен мелкие богословские моменты значили очень много. В отношении сторонников Нестория в обеих римских империях начали применять репрессивные меры. Почти сразу они ушли на восток, во враждебную Византии Персию, где их безопасность была гарантирована властью.
Шахи были против обращения в чуждую религию иранского населения, которое исповедовало зороастризм. Но совершенно не возражали, когда несториане стали вести проповедь среди соседних языческих народов.
По сравнению с традиционными верованиями кочевников, христианство было куда более «продвинутой» религией и легко захватывало души людей. Правда, помощи от государства миссионеры не получали. Поэтому рассчитывали только на собственные силы. Но и палки в колеса им не вставляли.
Одновременно с мусульманским завоеванием несториане пришли в Среднюю Азию миром. Еще пророк Мухаммед дал им охранную грамоту и позволил свободно вести проповедь. В результате в 8 веке они создали свои епархии в Бухаре и Ташкенте. Но они не остановились на месте, а двинулись дальше. На восток – в Китай и на север – к кочевникам.
К их приходу в степи как раз распался Тюркский каганат, и правители новых независимых владений чтобы избежать дальнейшего сепаратизма способствовали переходу своих подданных в новую веру.
Первыми ее начали принимать тюрки – основное население уйгурского государства. Затем настала очередь монгольских племен – кераитов, меркитов, онгутов, киданей (от которых произошло европейское название Китая). Половцы, к моменту их прихода к границам Руси, были крещены поголовно.
Когда крестоносцы в Палестине терпели поражения от сельджуков, на востоке их полностью разгромил в Катванской битве правитель каракитайского государства Елюй Даши, большинство воинов которого верило в Христа.
Во время начала объединения кочевников Чингисханом, большая часть степи была несторианами. Этой религии держался сын Батыя Сартак, жена ближневосточного хана Хулагу, знаменитый военачальник Китбуга.
Даже в поход против мамлюков Египта монголы пошли под влиянием христиан, собственных и западных. Они очистили Иерусалим от мусульман и передали город своим союзникам.
Только долгая политическая изоляция Востока стала причиной утраты несторианством своих позиций. Монголы тут и там стали переходить в ислам. Он был объявлен государственной религией и в улусе Хугалу, и в улусе Джучи.
Только с помощью репрессий хан Узбек, правитель Золотой Орды, сумел обратить в мусульманство своих подданных. Но многие тогда ушли на Русь или в Литву и влились в состав славянских народов.
А Средняя Азия постепенно стала исламской.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1