Два античных городища, о которых еще во II веке нашей эры упоминал Птолемей
Городища были основаны меотами – воинственным племенем, жившем на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря и территории современной Кубани.
Во времена Боспорского царства (IV в. до н.э. – VI в. н.э.), меоты в качестве наемников расселились в Донских степях и контролировали греко-сарматскую провинцию, войдя в состав Танаисского лимеса – системы укрепленных городищ. В обязанности поселенцев входило наблюдать за степью, и при появлении враждебных племен предупреждать об этом жителей Танаиса с помощью дымовой сигнализации.
Паниардис и Патарва располагались на возвышенностях, откуда хорошо просматривалась дельта Дона, Таганрогский залив Азовского моря и степь. Городища были защищены валами и глубокими рвами.
Городище Патарва (Подазовское), находящееся на западной окраине города хорошо изучено археологами, а вот Паниардису (Крепостному городищу) повезло меньше – оно сильно пострадало при строительстве турецких, а позднее российских оборонительных сооружений.
Культурный слой Патарвы достигает шести метров. Городище было обнаружено в 1911 году, во время строительства железной дороги, которая перерезала территорию древнего поселения. Инженер Прозрителев, историк-любитель, собрал тогда интересные артефакты, но сегодня их местонахождение неизвестно. В 60-х годах на месте городища работала археологическая экспедиция, благодаря которой мы хорошо знаем, как был обустроен быт древних меотов.
Жили они в турлучных хижинах – стены сооружали из жердей и камыша, обмазывая их толстым слоем глины. Крыши также были камышовые. Такие жилища хорошо держат тепло зимой и сохраняют прохладу летом. Дом имел округлую, вытянутую форму и делился на два отделения – в одном жили люди, во втором в зимний период находились домашние животные. В центре жилища был очаг.
Дома располагались вдоль оборонительных валов на небольшом расстоянии друг от друга. Следует отметить, что в те времена люди селились очень тесно – строит вспомнить скученность каменных строений в Танаисе с его узкими улочками-щелями и небольшими домами занимающими в среднем площадь 4х5 метров. Вероятно, большую часть жизни человек проводил на улице, а жилище лишь служило ему ночлегом.
В Патарве и Паниардисе жители занимались земледелием (выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просто, чечевицу и лен), промышляли рыболовством, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Было там и свое гончарное производство. При раскопках найдены фрагменты местной керамической посуды и печь для обжига, но кроме этого множество «черепков» кавказской и кубанской серо-лаковой керамики, красно-лаковой керамики из Боспора, греческих амфор. Следовательно, меоты вели обширную торговлю с соседями.
Здесь располагалось Подазовское городище
Здесь располагалось Подазовское городище
Недавно, благодаря антропологическим исследованиям стало известно, что жители поселений заботились о слабых и больных согражданах. В 2013 году в Азове при раскопках были найдены останки пожилой меотки. Погребение датировалось первыми веками нашей эры. Ученые сразу обратили на деформацию черепа – он был искусственно удлинен еще в младенческом возрасте по обычаю, существовавшему среди многих племен живших на просторах Евразии. Внимательно изучив скелет, антропологи Азовского музея-заповедника пришли к выводу, что женщина много лет болела болезнью Бехтерева – заболеванием суставов и позвоночника, которое прогрессируя, приводит к тяжелой форме инвалидности. Но, не смотря на свой недуг, меотка прожила долгую жизнь.
Городища Паниардис и Патарва завершили свое существование в III веке нашей эры. Следов разрушений и пожарищ, сопутствующих военным действиям, археологи не обнаружили, сделав заключение, что люди по какой-то причине ушли сами.
Тур Хейрдал – знаменитый норвежский исследователь, проявлял большой интерес к этим городищам и планировал провести масштабные раскопки. Часть запланированного ему осуществить удалось – на территории Крепостного городища (Паниардиса), он нашел фибулы (застежки для плаща) аналогичные тем, которые в более поздние времена использовали викинги. Это соответствовало теории Хейердала о том, что на месте Азова некогда располагался Асгард – прародина скандинавских народов. Согласно древним сагам, асы (предки викингов) под предводительством Одина покинули город теснимые римлянами. И произошло это в первых веках нашей эры.
Скифы, сарматы, савроматы, гунны, готы, аланы и даже амазонки – все эти племена прошли через наши Донские степи, жили здесь на протяжении столетий. Среди этих народов часто упоминают неких меотов, но что это за племя и куда оно ушло?
Золото меотов. Фото с сайта
Золото меотов. Фото с сайта the-barbarians.ru На самом деле меоты – это общее название племен, живших на побережье Азовского моря, которое в древности называлось Меотийским болотом.
Впервые древнегреческие письменные источники упоминают меотов VI в. до н.э., а исчезают они из летописей в VI в. н. э.
Античный историк и географ Страбон (63 г. до н. э. – 23 г. н. э.) писал: «К числу меотов принадлежат синды и дандарии, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, доски и некоторые другие. К ним относятся аспургианы, живущие на пространстве в 500 стадий между Фанагорией и Горгиппией».
Археологический музей-заповедник Танаис
Археологический музей-заповедник Танаис
Страбон отмечал, что меоты живущие у Танаиса «отличаются большей дикостью, а те, что граничат с Боспором, более цивилизованы». Также он пишет, о том, что меотские племена занимаются земледелием, но «не менее воинственны, чем кочевники».
Этноязыковая принадлежность меотов вызывает споры. Согласно одной из гипотез они принадлежали к индоевропейской группе. В частности, в XIX веке естествоиспытатель и палеонтолог Э.И. Эйхвальд, пришел к выводу, что синды, упоминаемые Страбоном, были индусами, основавшими колонии на берегу Черного и Азовского морей. Эту гипотезу косвенно подтверждает единственное меотское имя, зафиксированное в источниках. В одном из своих трудов грекоязычный римский писатель II в. н.э. Полиен пишет о свадьбе меотиянки Тиргатао и грека Гекатея. Имя Тиргатао весьма близко по звучанию с индо-иранским женским именем Тиргутавия, что и позволяет сделать вывод об индийском происхождении меотского племени синдов.
Но существуют и другие гипотезы, согласно которым часть меотских племен была ираноязычна, другая же – по языку была родственна современным адыгам.
Хижина меотов
Хижина меотов
Так же мало известно о верованиях меотов. Считается, что как и большинство язычников они обожествляли силы природы. Кроме того, у меотов существовали боги-покровители ремесел, а также боги гостеприимства, честности, верности и т.д.
Городища меотов Паниардис и Патарва, что на территории современного Азова, было без боя покинуто ими в III веке н.э. Меоты по каким-то причинам ушли из мест, в которых жили на протяжении нескольких веков. Возможно, они вернулись на юг, став родоначальниками современных народов, населяющих Северный Кавказ, или ушли на север, где их потомки стали легендарными викингами. И, наверняка, часть так и осталась в Приазовье – ведь некоторые местные жители совершенно серьезно говорят: «Мы жили здесь всегда».

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев