Мы давно уже привыкли, что возглавлять государство может человек любой профессии. Владимир Ленин был юристом, Никита Хрущев – шахтером, Борис Ельцин – строителем, а 40‑й президент США Рональд Рейган – вообще актером.
Во времена монархий на престол мог сесть только царь. Но многие из них явно имели профессиональное призвание.
Так, Иван Грозный был незаурядным литератором, брат Петра I царь Федор Алексеевич сочинял музыку, сам Петр известен как царь-плотник. Был среди русских самодержцев даже педиатр и педагог в одном лице. Звали царя, вернее царицу, Екатерина II.
Портрет Екатерины II. Ф.С. Рокотов, 1763 г. Источник: Public Domain
Первый блин
Разумеется, тогда не было ни такого слова, ни такого понятия – «педиатрия». По большому счету не было даже детства как такового. Прежде всего это касалось царской семьи. Лет до пяти августейший ребенок считался младенцем, которого следовало только беречь. Потом становился условным взрослым со всеми полагающимися атрибутами, включая взрослую одежду, парики, украшения и кое-какие государственные обязанности. Например, посещение парадов, приемов или ответственных церковных служб, которые могли длиться по несколько часов. В общем, ничего хорошего для здоровья.
Статья по теме
Царское дело и тело. Как лечили коронованных больных
Медицинские карикатуры британского художника Джеймса Гилрея.
Порочность такой системы Екатерина отлично понимала еще смолоду, но ничего не могла поделать – ее первенца согласно дворцовой традиции сразу после рождения у нее отобрали. Будущий император Павел I воспитывался по старинке: «Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пеленках, в кроватке, обитой мехом черных лисиц. Его покрывали одеялом из бархата и меха. Пот постоянно тек у него с лица и по всему телу, вследствие чего, когда он вырос, то простужался и заболевал от малейшего ветра. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»
Это слова самой Екатерины. Конечно, можно заподозрить, что она слегка преувеличила проблему. Но на деле выходит, что наоборот. Несколько независимых источников, в частности, показания придворных врачей, говорят, что здоровье маленького Павла было расшатано капитально: «Желудок его уже в детстве был совершенно испорчен. Он отказывался есть, а его пичкали; от молочного его несло, от мясного тошнило, и так продолжалось потом всю жизнь». Надежность воспитательной системы того времени отлично иллюстрирует интересный факт: когда Павлу было три года, он ночью вывалился из колыбели на пол, долго плакал и полз почти до двери. А обнаружили это только утром. Поистине у семи нянек дитя без глазу. Самой же Екатерине приходилось терпеть и наблюдать. Это длилось долгих 8 лет. Но 28 июня 1762 г. состоялся очередной дворцовый переворот. Екатерина стала полновластной императрицей.
Нет комментариев