Ранее считалось, что любые приборы учета - будь то счетчики воды, электроэнергии или газа - необходимо регулярно поверять, чтобы убедиться в правильности их показаний. Обычно водосчетчики проходят поверку раз в 3–5 лет, современные электросчетчики - раз в 15–20 лет.
При этом срок службы большинства счетчиков воды, продающихся в России, составляет 10–12 лет (это указано в инструкциях производителей и подтверждено ГОСТами). Возникает вопрос: зачем проводить поверку так часто, если производитель гарантирует продолжительную работу устройства без сбоев?
До последнего времени действовало следующее правило: если собственник квартиры забыл вовремя провести поверку счетчика или не предоставил подтверждающие документы в управляющую компанию/ТСЖ, начисления за коммунальные услуги производились не по фактическим показаниям прибора, а по нормативу, что выходило значительно дороже. Многим это казалось несправедливым.
С 2025 года, после внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг, ситуация изменилась. Теперь единственным официальным подтверждением успешного прохождения поверки счетчиков считается электронная регистрация этой процедуры в специализированной государственной системе.Министерство строительства исключило обязанность жильцов самостоятельно передавать копии свидетельства о поверке в управляющие компании, ТСЖ или ресурсоснабжающие организации. Теперь передавать такие документы можно исключительно по желанию владельца, это больше не обязательное требование.Как же коммунальные организации узнают о прохождении поверки? По новым правилам, компании обязаны самостоятельно проверять наличие действующей поверки в государственной информационной системе «Аршин». С 2025 года эта система интегрирована с ГИС ЖКХ, и информация о поверках становится доступна всем исполнителям коммунальных услуг.
Таким образом, после проведения поверки специалистом сведения о ней автоматически вносятся в систему, и ваша обязанность считается выполненной. Дополнительных действий от собственника не требуется.
Важно отметить и разъяснение Минстроя РФ, данное в конце 2024 года: если счётчик прошёл поверку, это значит, что он был и раньше исправен. Поэтому, если поверка проведена с опозданием, но прибор успешно ее прошёл, оплата коммунальных услуг за весь период должна начисляться по его показаниям, а не по нормативу.
Это означает, что если вам начисляли оплату не по счетчику (из-за несвоевременной поверки), а по нормативу или среднему - после успешной поверки все переплаты обязаны пересчитать и зачесть в вашу пользу.
Напоследок стоит добавить, что в 2024 году в Госдуму был внесён законопроект о передаче водяных счётчиков на баланс водоканалов, как это уже реализовано с электросчетчиками.
Этот документ предлагает сделать поверку счетчиков бесплатной для граждан, переложив расходы на коммунальные организации, которые имеют для этого достаточные финансовые возможности за счёт ежегодного роста тарифов. ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
.
#жильё #водяныесчетчики #коммунальныеплатежи #проверкасчетчикаводы
Нет комментариев