Как покровительство императрицы повлияло на судьбу юной актрисы.
Вот уже более двух веков в Москве работают Сандуновские бани - старейший общественный банный комплекс столицы. Однако в Москве «купцов банного дела» с такой фамилией никогда не было. А вот в Петербурге в конце XVIII столетия на сцене блистала великая певица Елизавета Сандунова, о судьбе которой ходили легенды. Действительно, история её жизни была интереснее самого захватывающего любовного романа. Но самой удивительной её тайной стал подарок императрицы Екатерины – невероятной красоты бриллиантовый перстень.
Тот день Лизонька, юная ученица Театральной школы, запомнила на всю жизнь. Перебарывая в душе невероятное волнение, после концерта в Эрмитажном театре, она стояла перед самой Екатериной Великой.
«Учителя тебя хвалят, милая! – с улыбкой проговорила императрица. – Только вот почему на афише твоё имя без фамилии значится?»
Милое личико Лизы заалело пуще прежнего, и она еле слышно выдавила: «А фамилии и нет…» Екатерина удивлённо повернулась к стоявшему рядом князю Александру Безбородко и сказала: «Ты у меня за театрами надзираешь? А, ну, растолкуй, как это – нет фамилии?»
Князь, вытирая мгновенно выступившую от волнения испарину, пробормотал: «Так ведь сирота она, неведомо чья… Ни отца, ни матери…»
И тут Лиза вдруг кинулась на колени перед доброй императрицей: «Вы – моя единственная матушка… Другой не знаю!» Екатерина подняла девушку: «Тогда я тебе и фамилию дам. Вот недавно астроном-англичанин, сэр Уильям Гершель, открыл новую планету – «Уран» называется. А я открыла тебя. Будь же с этого дня Урановой!»
С тех пор на сцене Эрмитажного театра блистала не просто одна из воспитанниц Петербургского театрального училища Лизонька, а актриса и певица Елизавета Уранова! А ещё через пару месяцев императрица распорядилась пригласить её в свою ложу. Елизавета вошла да и обомлела: матушка-государыня ей улыбается и коробочку маленькую протягивает, а там в синем бархате - кольцо с большим бриллиантом радужными гранями переливается...
«Вот пела ты, Лиза, о любви да о муже, - сказала императрица, - и решила я тебе перстень волшебный подарить с моим наказом: никому, кроме жениха, его не отдавай. Тогда у тебя любовь крепкая будет!»
⠀
С тех пор вся жизнь Елизаветы пошла на взлёт. Да одно плохо – светлейший князь Безбородко ей прохода не давал: то за щёчку ущипнёт, то обнять норовит, а то и губами своими липкими к ней тянется. Совсем неприятен был Лизе 44-летний князь, да и влюблена она была в другого - в актёра и певца Силу Николаевлича Сандунова.
⠀
Правда, Сила тоже был не юн – 34 года, зато как весел, горяч и авантажен – глаза жгучие, притягательные, а волосы как вороново крыло, – недаром выходец из родовитой грузинской семьи Зандукели. В 25 лет он приехал в Москву, попал в театр и больше не смог жить без сцены. Даже родные не смогли на него повлиять - после очередного крупного скандала с отцом он поменял фамилию на русский лад и навсегда перебрался в Москву. Сначала играл в московских театрах, затем - в Петербурге. Публика от него была в восторге, и неважно, играл ли он весёлого пронырливого слугу или пел завораживающим басом в комических операх... Ну, как в такого было не влюбиться? И решила Лиза, что если и отдаст кому императорский перстень, то только ему.
⠀
Как-то перед премьерой «Дианиного древа» князь Безбородко пожаловал в актёрскую гримёрку. Лиза едва успела прикрыться амуровой туникой. «Не пугайтесь меня, Лизонька! Я добр и щедр. Я Вам всё, что хотите, дам!» – страстно зашептал князь да и сунул за корсаж девушки толстенную пачку ассигнаций. Лиза вскрикнула, отпихнула сиятельного сластолюбца и, не глядя, бросила деньги в горевший старый камин…
⠀
А на другой день наступила расплата. Явившись в театр, Сила Сандунов узнал, что играет в последний раз. Прямо в кулисах его подхватили два огромных молодца, скрутили руки, вывели на задний двор театра и затащили в карету. «Что сие значит?» – воскликнул Сила. «Вы высылаетесь в Херсон», – последовал короткий ответ.
⠀
Вечером того дня на сцене шла опера «Федул с детьми» по пьесе самой государыни, в которой пела Елизавета Уранова. И пела она так, словно сама переживала все горести героини. О том, как приезжал в деревню молодой вертопрах, «серебром одаривал», «золото сулил», пытался соблазнить невинную девушку. «Но я в обман не отдалась!» – гневно пропела Лиза и, упав на колени перед императорской ложей, протянула в сторону государыни бумагу - «жалобную петицию».
⠀
На утро вызвали Уранову в приёмную малых эрмитажных покоев. Екатерина сидела за столом и что-то быстро писала. И Лиза опять кинулась ей в ноги: «Матушка! По вашему совету я дарёный перстень берегла. Как вы велели, хотела жениху отдать. Да разлучили меня с любимым!»
Екатерина оторвалась от письма: «Не переживай. Силу твоего в Петербург вернут. И свадьбу вашу я разрешаю. А виновные, что князю попустительствовали, наказаны будут»...
⠀
Так, уже вскоре, 14 февраля 1791 года, Елизавета Уранова стала Сандуновой. Однако обиженный князь в покое её не оставил, только тактику сменил – взялся заваливать подарками. После того, как утром поступила новая шкатулка с бриллиантовым гарнитуром: ожерелье, кольцо, браслет, сережки, Сила сначала побуйствовал, а потом рассудил, что бриллианты можно взять за моральный ущерб. К тому же он уже решил, что скоро они с женой оставят столицу и уедут в спокойную Москву.
⠀
В 1794 году Первопрестольная встретила Силу Сандунова с распростёртыми объятиями. Петровский театр тут же назначил актёру хорошее жалованье, а вскоре он получил и обязанности режиссёра. Лизу тоже приняли вполне доброжелательно, но и только. Так что пела она редко, всё чаще сидела дома и тосковала по Петербургу. А однажды Сила вернулся довольный и улыбающийся: «Лизонька, я нам дом купил – большой, просторный, недалеко от театра. Вот посмотришь только, и ни в какой Петербург возвращаться не захочешь!»
⠀
Дом и вправду оказался огромным. Лиза только ходила и ахала – сколько же слуг надо нанять, чтобы содержать его в чистоте? А потом решили они с мужем иначе: дом стоит прямо на берегу реки Неглинки, и было бы неплохо устроить здесь городские бани! Да только участка их для того не хватало - пришлось у соседей землю покупать. Продали они все подаренные князем бриллианты, но и тогда средств не хватило. Тогда Лиза и вспомнила про перстень, подаренный императрицей, да и продала его. Так на высочайшие подарки и начали Сандуновы возведение новых московских бань.
⠀
Строительство продолжалось несколько лет, и в 1808 году Сандуновские бани, наконец, приняли первых посетителей. Да не бани это были, а дворцовый комплекс! Всё по последнему слову техники, а вокруг такая красота, что москвичи не столько мыться и париться, сколько любоваться ходили.
Само здание было каменное, что предохраняло его от пожара (в то время в Москве пожары были частой проблемой), а внутри было три отделения - «дворянское», «простонародное» и «купеческое». Каждое из них делилось на женскую и мужскую территорию, и везде присутствовали не только «мыльные» комнаты, но и парилки. Стены и потолки отделаны мрамором, малахитом, яшмой, люстры - хрустальные, и повсюду - зеркала и диваны. Несмотря на такую роскошь, билеты в Сандуновские бани были недорогие и всем доступные. Так что повалил в Сандуны и простой люд, и высший свет, и интеллигенция. Поэт Александр Пушкин, вояка и стихотворец Денис Давыдов, художник Орест Кипренский и многие другие известные люди образовали в Сандунах своеобразный клуб по интересам. Такого в Первопрестольной никогда ещё не было. Словом, стали Сандуновские бани новой московской достопримечательностью. Вот как описывал бани известный журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»: «...Со всеми удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе. Однако, как считал Гиляровский, лучшей рекламой для бань стала слава самой хозяйки, известной актрисы и певицы Елизаветы Сандуновой.
Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Вот только к тому времени в семье Елизаветы давно случился разлад. Во-первых, Елизавете не нравилось, что успех предприятия, в который она вложила значительные материальные средства, ассоциировали исключительно с именем её мужа. А, во-вторых, она узнала, что Сила её зачастил в особняк дворянки Столыпиной, да не к ней самой, а к актрисе её крепостного театра Лизавете Горбуновой! Елизавета скандалов устраивать не стала. Просто в одно утро, когда Сила не вернулся домой, приказала слугам собираться: «В Петербург едем!» А когда через день неверный супруг вернулся домой, там было пусто.
⠀
В Петербурге Елизавета Семёновна Сандунова вновь стала петь на императорской сцене – и опять с фурором. Тем временем Силе пришлось-таки оставить сцену – отношения с крепостной девкой не прошли незамеченной для театрального начальства. Да к тому же в 1814 году она родила от Сандунова сына, записанного воспитанником Силы Николаевича, но получившего его родовую фамилию. Вот только растить и воспитывать сына Силе не довелось - уже вскоре у него начались проблемы со здоровьем, и в 1820 году его не стало.
⠀
Елизавета Семёновна пережила бывшего мужа всего на 6 лет. Как-то приехала она по делам в Москву и сильно простудилась. Верные слуги отпаивали хозяйку липовым чаем, а когда ей стало легче, Сандунова решила себя побаловать – пошла в ювелирную лавку. Склонилась над одной витриной и ахнула – в синей бархатной коробочке светился тот самый перстень с бриллиантом. Тот самый или очень на него похожий, но домой Елизавета вернулась сияющая. «Вот нашлась потеря, да уж Силы нет. Некому дарить!..», - приговаривала она, надевая перстень и ложась спать. Как оказалось, в последний раз: к утру 22 ноября 1826 года Елизавету Семёновну нашли бездыханной.
⠀
Всё это время Сандуны продолжали принимать клиентов — здание оказалось в числе немногих уцелевших в огне очередного московского пожара. В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев, а в 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Фирсанов, после смерти которого в 1881 году бани перешли к его единственной дочери. Вторым её мужем стал сын генерала, офицер Алексей Ганецкий. Именно он подал идею построить на месте старых бань новые - когда вернулся из поездки по баням Европы: от Турции до Ирландии. И 14 февраля 1896 года новые бани были открыты публике.
⠀
Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Трёхэтажный дворец с элементами барокко, рококо, ренессанса и даже готики был ещё более роскошен, чем прежний. В отделке помещений были использованы материалы, привезённые из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии. Интерьеры бань были настолько шикарны, что могли соперничать своим убранством с лучшими особняками Москвы.
⠀
Новые Сандуны стали образцом банной индустрии и благодаря передовым инженерным системам. Так, воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины, а электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). Только представить: в банях было задействовано до четырёхсот банщиков! Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса», массажный салон и стоматологический кабинет. Многие приходили сюда не только помыться, но и посмотреть на красоту. Частыми клиентами заведения стали такие знаменитости как Бунин, Чехов, Толстой, Рахманинов, Шаляпин... Причём Фёдор Иванович называл Сандуны «Царь-баней» и говорил, что парилка чудотворным образом действует на его голос, и помогает восстанавливать связки после выступлений. Любили посетить Сандуны и великие князья Романовы, и всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков.
«Он ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки, - писал Гиляровский. - А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве! ... Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам сам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех...».
⠀
В советское время Сандуны неоднократно реконструировались, продолжая носить звание лучших бань в Москве. В 1991 году они вошли в число памятников архитектуры Москвы и по сей день привлекают своим неповторимым стилем и своей историей. Самым интересным местом, с точки зрения проведения исторических экскурсий, является Высший Мужской разряд. Именно там, в сохраненных исторических интерьерах римского и мавританского стиля, роскошного рококо и загадочной готики, витает дух прошлого...
Источник: https://vk.com/historyrossia?w=wall-212102918_81241
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев