И очень интересно проследить, как эта тема за истекшие 195 лет видоизменялась, трактовалась и подавались. Не помню, у кого я прочла очень точное замечание: то, как изображали декабристов в разное время, больше говорит об этом времени, а не о самих декабристах. Например, любой советский школьник знал, что «декабристы разбудили Герцена, а Герцен развернул революционную агитацию», - это ленинская оценка и официальная точка исторического зрения в послевоенном СССР. А вот недавний фильм «Союз Спасения» - попытка с помощью декабристов впихнуть историю в новое государственное русло.
В 1920-х – к столетию восстания, в стране победившей революции – о декабристах писали много и талантливо (достаточно вспомнить Юрия Тынянова – 1924 год – «Кюхля», 1928 – «Смерть Вазир-Мухтара», там декабристы присутствуют «вторым планом»).
Соломон Яковлевич Штрайх, у которого в 1920-х вышла целая серия книг о декабристах, не историк, а литературовед. Но литературовед старой школы, из тех, кто не позволял себе безудержного полета фантазии и строил свои концепции, опираясь на документы. Очерк о Пущине интересен еще и тем, что позволяет нам понять внутренний мир людей той эпохи, так сильно отличающийся от современного нам мира. Эпоха сентиментализма, «Бедная Лиза» Карамзина, баллады Жуковского – с одной стороны, героическая история Древнего Рима – с другой, реалии крепостнической России – с третьей. Первое и третье отлично иллюстрируют пример личной жизни Пущина (последние главы книги).
Татьяна Кравченко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев