Сторожевые казаки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты, носившие названия «притонов» и «сторожей». Для этого они пользовались курганами, горами и другими природными возвышенностями, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих-то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором». Часовой, стоящий на посту, завидя скакавшего казака с известием о появлении неприятеля, сообщал об этом остальным своим товарищам, которые, смотря по обстоятельствам, тотчас отражали неприятеля или давали о том знать на следующие посты.
В документе номер 1 указано много географических названий, дошедших до наших дней. Интересны "устье реки Каколпны"( современная территория Спешнево- Панарино), " гряда меж Яковлевских(?) лесов и Перестряжи на реке Зуше". Как мы поняли в этих местах находились сторожевые посты.
И так почему же место, впоследствии село , называлось ПЕРЕСТРЯЖ ?
Приставка ПЕРЕ и корень СТРЯЖ. Приставка ПЕРЕ здесь означает перемещение, через какое- нибудь пространство, либо повторение чего- либо.( например- переход, пересказ, перелёт)
Корень СТРЯЖ- древнерусский корень СТРАЖ.
А теперь лично моё мнение:
" ПЕРЕСТРЯЖ" - особое место между сторожевыми постами на пути от одного поста к другому. Не сключаю, что ПЕРЕСТРЯЖ тоже был сторожевой пост.
Как село , с деревянной клетской церковью, Перестряж упомянуто в Дозорной книге Новосильского уезда за 1614—1615 годы, а также в Новосильской Отказной книге за 1648 год ("... в Никольский стан в Кузьма - Демьяновский приход на Обакумовском верху, что была деревня сельцо Перестряж ...").
Шли годы и века...Состав села менялся:
В 1816 году в селе насчитывалось 118 человек, а по приходским спискам за 1857 год — 178. После 1857 года произошло какое-то событие (возможно помещик продал крестьян или переселил их на новое место), т. к. в списках населённых мест за 1859 год всех жителей уже числилось 50 чел. (22 — м, 28 — ж.) и 8 дворов. В 1915 году — 15 чел. (8 — м, 7 — ж.) и 4 двора.
В 1927 году осталось 2 священника и 1 дьяк. Как мы видим, после 1917 г. население Перестряжа составляли служители Космодимианской церкви, последний оплот Православия в Хворостянском с/с.
Согласно переписи 1939 г. село Перестряж уже отсутствует. А последний священник был арестован в сентябре 1937 года.Подробнее об этом периоде мы писали здесь:
https://ok.ru/group/62121597337851/topic/158043220608507.
Так что же получается,1938 год - закрытие церкви и ликвидация древнего Перестряжа! Заметьте интересную деталь ПЕРЕСТРЯЖЪ, пишется в единственном числе мужского рода. Редко встречаешь написание села( именно села) в мужском роде. Только города- Новосиль, Мценск, Чернь и т.п....Есть над чем подумать))
... В третьей части о Перестряже мы расскажем о позднем периоде этого села по документам 1920-х гг., воспоминания последнего, ныне живущего, прихожанина храма Космы и Дамиана. А также поделимся рассказами об уникальных находках на погосте Перестряжском.
Кому было интересно, ставьте
, пишите комментарии и присылайте воспоминания об этом селе, пересказанные Вам..
Комментарии 2