В день Пятидесятницы происходит нечто более потрясающее, более зримое. Но самым важным остается дар великого знамения Христовой любви: люди, не знающие друг друга, разделенные разными языками, начинают понимать и любить друг друга. Здесь подлинное знамение силы Христова Духа, силы, которая действует вначале внутри человека и которая научает его любить, как заповедует Христос. Единственный смысл и цель жизни человека — встреча со Христом, или, как говорит преподобный Серафим Саровский, стяжание Святого Духа.
Так приходит к нам Христос. Христос возвращается. Христос — посреди нас. Он здесь. Если кто хочет встретить Его, пусть начнет с Креста. Пусть начнет с того, что затворится от шума и суеты, чтобы найти Воскресшего и в мире. А затем пусть попытается понять людей, которые около него. Кто хочет встретить Христа, кто хочет жить Его Духом — тот прав, тот доброго дела желает. Но пусть он начнет с познания себя, своих грехов, своего падения. И тогда он узнает, что Дух Святой хочет жить и действовать в том, что есть самое глубокое в человеке — в сердце его. Кто хочет встретить Христа, пусть слушает Его слово, возьмет Его Евангелие, размышляет о том, что говорят апостолы, и пусть читает и перечитывает без конца, не уставая, это слово, которое Он нам оставил. Кто хочет встретить Христа, кто хочет жить Его Духом, пусть молится с Церковью, пусть затворит свою дверь и молится втайне.
Кто хочет встретить Христа, пусть откроет глаза и посмотрит вокруг себя: здесь, среди погибающих в грехе и отчаянии людях, — Его братья, которые ждут любви. «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне», — говорит Христос. И где «двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Если кто хочет встретить Христа, пусть откроет свое сердце, свои глаза, свои уши, пусть увидит глубину событий, происходящих сегодня в мире, и слушает, что Бог говорит через них. Ибо Дух Святой заполняет все.
Бог не даст им победить нас
Есть знамения времени, которые открывают дело Духа Святого в мире. И то, что происходит сегодня, сходно с тем, что было вначале. Из этих знамений, по крайней мере, можно выделить два. Первое — призыв к молитве. Разве случайно, что столько храмов и монастырей открывается сегодня? И то, что девушки и юноши могут и сегодня отдавать свою жизнь молитве, — разве это не знамение? Другое знамение — это неслыханное осквернение и разрушение жизни, которая уже ничем не может быть восстановлена, только Богом. Грех — то, что разделяет людей, — утверждается как норма. Никогда еще не было такого разделения между людьми. А Дух Святой призывает всех к соединению, которое может быть только в правде и истине.
Ветер благовестия Христова, дыхание Божие — дыхание свободы, ибо, «где Дух Господень — там свобода», новизна, дыхание жизни. Приняли ли мы это дыхание в себя, способны ли мы свободно предаться этому ветру, как живые в Господе люди? И огонь Пятидесятницы, огонь Божественной силы и пламенеющего вдохновенно мужества, никогда не угасает в Церкви Христовой. Бог знает, насколько мы нуждаемся сегодня в силе и мужестве — в этом огне.
Первые христиане говорили: «Ей гряди, Господи Иисусе. Маранафа», повторяя древнее слово ожидания спасения. Но не в славе победоносного возвращения Христа встречали они своего Господа. Для самых великих среди них это было дано в мученичестве, и в недавние времена — более чем когда-либо. Для других — во мраке простой обыденной жизни. Мы веруем, что можем, как они, призывать нелицемерно на всякий час и на всякое время: «Ей гряди, Господи Иисусе. Маранафа». И знаем по благодати Духа Святого, что Он отвечает нам как вчера, и как завтра ответит: «Се, Я с вами во все дни до скончания века».
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/06/09/kto_hochet_vstretit_hrista
Комментарии 2