
В этот день в Евангелии от Луки мы слышим притчу:
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:10—14).
«Фарисей» — слово греческое и передает еврейское понятие «перушим», то есть «отделенные». Так называли себя люди, полностью посвящавшие себя изучению закона Моисеева, толкованию Священного Писания и исполнению указанных там норм. Своим благочестием они вдохновляли соплеменников и задавали тон всей общественной жизни иудеев.
Герой евангельской притчи благодарил Бога за собственное благочестие. Он щепетильно исполнял все предписания закона и даже делал некоторые вещи сверх меры.
Безупречное знание закона и огромное уважение людей сыграли с фарисеями злую шутку. Со временем они стали считать себя исключительными носителями и толкователями закона, относились к другим людям свысока и даже с некоторым пренебрежением, а их благочестие приобрело внешний, формальный характер.
Особо негативного отношения в глазах фарисеев заслуживали язычники и те иудеи, которые сознательно нарушали Божьи заповеди. К числу таких нарушителей фарисеи относили и так называемых мытарей.
Мытарями в Евангелии называются евреи-откупщики, которые собирали со своих соплеменников налоги в пользу Рима. Римляне давали мытарям полную свободу действий. Откупщики могли брать с людей любые деньги. В казну оккупанты забирали лишь фиксированную часть, остальные же суммы шли в карман мытарям. Это делало их одними из самых богатых людей в обществе, но в то же время порождало и отношение к ним как к изменникам и изгоям. Их презирали, их ненавидели, а общение с ними считалось грехом.
Глубину собственного падения осознавал и герой притчи. Он не мог позволить себе даже пройти чуть дальше входа во внутренний двор и боялся даже глянуть в сторону святилища. Мытарь лишь от всего сердца вопил к Богу о том, чтобы Тот Сам решил его духовные проблемы и Сам спас его.
История о мытаре и фарисее отражает модели взаимоотношения Бога и человека.
Первая из них основана на убежденности в том, что внешняя праведность и формальное исполнение религиозных предписаний, а не внутренняя работа над собой служат гарантией спасения. О том, что эта убежденность — ложная, говорится в Евангелии. Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11:39), — отмечает Иисус Христос фарисею, который удивился, что Спаситель не умыл руки перед обедом.
Вторая модель — это приход к Богу через смирение, осознание подлинного положения вещей и покаяние, то есть всецелую перемену ума и сердца. Подлинное же покаяние невозможно без внутреннего пробуждения.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев