Великий святитель Тихон, молитвенник всей земли русской и славный чудотворец, обретение св. мощей коего воспоминается ныне, родился в 1724 г. в селе Короцке, ныне Валдайского уезда, Новгородской губернии. Родитель его Савва Кириллов был беднейший сельский дьячок и умер вскоре после его рождения, так что святитель и не помнил его. Старший сын занял его место и сделался кормильцем семьи: мать их Домникия, три брата и две сестры должны были питаться от беднейшего псаломщицкого места. Часто не было хлеба. Будущий светильник России в своем младенчестве и отрочестве иногда до поту лица трудился, весь день боронил у какого-нибудь крестьянина, чтобы только накормили его хлебом.
Когда скромного и умного Тимофея отдали в семинарию в Новгород, он терпел такую же нужду, но тем усерднее учился. «Бывало, – писал он впоследствии, – когда получу казенный хлеб, половину из него оставлю на продовольствие себя, а другую продам, да куплю свечку и с оной сяду и читаю книгу». Дети достаточных родителей смеялись над ним, но он молчал, терпел, учился! Так с отличным успехом он окончил учение, и сделан был в той же семинарии учителем. Пример великого святителя утешителен для бедных и поучителен для богатых: вот в какой нужде был, да умел же, при терпении, ревности и с упованием на Бога, выйти не только отличным, но святым человеком! Богатые! Не дожидайтесь, когда к вам придет бедняк и попросит помощи! Ищите сами вокруг себя: нельзя ли кому помочь вовремя, пристроить сироту, дать отроку или юноше средства получить образование! Господь наградит вас! И св. Тихон помолится о вас за то, что примером его, бедняка, вы подвигнулись к милосердию!..
С ревностью исполняя свою должность, св. Тихон в свободное время любил заниматься чтением духовных книг и молитвою, особенно ночью. В это время было ему однажды дивное явление: в майскую ясную и тихую ночь он вышел на крыльцо к северной стране и начал размышлять о вечном блаженстве праведников. «Вдруг предо мною, – говорил он после, – как бы разверзлись небеса, и увидел я такое сияние и свет, что бренным языком сказать и умом понять невозможно». Этого видения до конца жизни он не мог забыть: какое горе с ним ни случалось, как только вспоминал о нем, всегда ощущал в сердце веселье и радость. Это видение и еще один так называемый случай (случай есть покров, под которым скрывается дело Божьего провидения), когда он чудесно был спасен от падения с страшной высоты, окончательно расположили его к принятию иночества, к которому с детства имел он сильное влечение. В иночестве еще с большей ревностью он занимался делами поручаемых ему должностей, духовными размышлениями, молитвою, и начал писать свои душеспасительные творения. Наконец, по особенному устроению Божию, совершившемуся вопреки человеческих предположений и против чаяния самого смиренного Тихона, он был возведен на свещник церкви в сан епископа и здесь он явил великое свое миролюбие, милосердие ко всем, кротость и смирение.
Немного времени продолжалось епископское служение св. Тихона: около двух лет в Новгороде (в должности викария новгородского митрополита) и четырех в Воронеже; но сколько трудов понесено им, сколько благих дел и начинаний совершено в это краткое время! Более всего добрый пастырь заботился о христианском просвещении народа и сам трудился в составлении назидательных поучений, из которых одни рассылал по епархии, другие повелевал прибивать к стенам храмов, чтобы все могли услышать архипастырское слово, и побуждал к этому подчиненных себе пастырей – священников.
Усиленные труды, а особенно непрестанная, томительная забота о пастве расстроили здоровье великого святителя. Ревностный архипастырь боялся опущений по должности, день и ночь трудившийся верный раб Христов страшился ответа пред пастыреначальником Христом, и неоднократно просил себе увольнения от должности. Господу угодно было, чтобы в уединении пустыни еще более процвели великие добродетели Христова святителя и начертались богомудрые высоко-назидательные его творения на пользу не одной Воронежской, но всей российской Церкви. Уволенный на покой, пятнадцать лет он провел почти безвыходно в той уединенной обители на берегу Дона, которая так дорога теперь сердцу каждого русского.
Протоиерей Г.Дьяченко
Нет комментариев