– первоначально отличались от обычных литургических праздников
использованием специальных литургических методов, сопровождающих их празднование.
В ТИПИКОНЕ ВЕЛИКОЙ ЦЕРКВИ лишь ПАСХА, РОЖДЕСТВО и БОГОЯВЛЕНИЕ
отмечены как Великие Праздники; им предшествовало ПРЕДПРАЗДНЕСТВО в виде БДЕНИЯ в ночь накануне.
Число Великих Праздников в конечном счете возросло до двенадцати (ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ): девять неподвижных праздников (Благовещение, Рождество, Крещение, Сретение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение и Успение, Воздвижение Креста) и три подвижных праздника (Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница).
«Пасхальное тридневие» (От Великой Пятницы до Воскресения
Христова) было столь важным, что являлось отдельным классом вне категории Великих Праздников.
Только у девяти неподвижных праздников есть предпразднество – обычно один день, но и длительные пять дней на Рождество и четыре на Богоявление – и ПОПРАЗДНЕСТВО от одного до восьми дней, плюс ОТДАНИЕ праздника. Эти же
самые девять праздников так же, как четыре: Обрезание Господне (1 января), Рождество (24 июня) и Усекновение главы (29 авг.) Иоанна Крестителя, и Свв. Петра и Павла (29 июня) – были достаточно важны, чтобы иметь единственный
канон на утрене и ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ; у всех есть великая ВЕЧЕРНЯ и БДЕНИЕ, обычно в форме агрипнии.
У Рождества и Богоявления наличествует дополнительный праздничный материал в виде предшествовавших и последующих суббот и воскресений
и древняя константинопольская парамония в качестве бдения, вместо монашеской агрипнии в канун праздника, – все это является элементами, сохранившимися неизмененными из древнего ТИПИКОНА.
Манера и степень, до которой император участвовал в службах этих праздников, не всегда были жестко связаны с их торжественностью.
Его участие в службах НЕДЕЛИ ВАИЙ и ПАСХИ, например, было фактически менее значительно, чем в другие дни.
В выборе в пользу того, что является Великим Праздником, не всегда играет роль литургическое основание, в разных контекстах список мог быть различным. Иллюстрированные циклы ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, доминирующие во всех видах византийского искусства с XI в., включают шесть
неподвижных праздников (БЛАГОВЕЩЕНИЕ, РОЖДЕСТВО, БОГОЯВЛЕНИЕ, СРЕТЕНИЕ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, УСПЕНИЕ) и шесть подвижных (ЛАЗАРЕВА СУББОТА, НЕДЕЛЯ ВАИЙ, ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА, ПАСХА, ВОЗНЕСЕНИЕ, ПЯТИДЕСЯТНИЦА).
Только господские Великие Праздники полностью смещают воскресную службу. Шесть Великих Праздников сопровождались СИНАКСИСОМ, или близко связанным особым поминовением, к которому должно быть добавлено воспоминание Святого Духа в понедельник после Пятидесятницы.
#этоинтересно
Нет комментариев