XLV, 11-17. На веч.: Быт. XXII, 1-18. Притч. XVII, 17 - XVIII, 5.
📜Бытие (Быт., 22, 1-18).
22.1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
22.2. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
22.3. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
22.4. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
22.5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
22.6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
22.7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
22.8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
22.9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
22.10. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
22.11. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
22.12. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
22.13. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
22.14. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
22.15. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
22.16. и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]
22.17. то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
22.18. и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
📜Притчи Соломона (Притч.17, 17-28;18,1-5)
17.17. Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
17.18. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
17.19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
17.20. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
17.21. Родил кто глупого,- себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.
17.22. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
17.23. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
17.24. Мудрость – пред лицем у разумного, а глаза глупца – на конце земли.
17.25. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.
17.26. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
17.27. Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
17.28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
18.1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
18.2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
18.3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.
18.4. Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.
18.5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
Толкование на книгу Бытия (Быт.22,1-18)
Никакой человек никогда не сможет в полной мере постичь смысл и логику действий Бога. Говорить об этих предметах мы можем лишь в самых общих чертах. К примеру, нам дано знать, что Бог благ и милосерден, но понять и увидеть проявления Его благости и милосердия в нашей повседневной жизни получается далеко не всегда. При этом Бог никогда не запрещал человеку стремиться к познанию действий Божиих, напротив, Бог всячески стимулирует нас к этому занятию через различные примеры Священного Писания. Собственно, все праведники Ветхого Завета — это те люди, которые стремились к познанию Бога и Его воли, особое же место среди таких людей занимает праотец Авраам.
Библейские города Содом и Гоморра навеки стали синонимами такой греховной мерзости, которая заставляет Бога принимать самые радикальные меры по её искоренению, — Бог физически уничтожает тех, кто погряз в грехе. Если же мы внимательно наблюдаем за нашей жизнью, то мы не можем не замечать, что в реальном, а не библейском мире, всё устроено несколько иначе, и массово гибнут зачастую не отъявленные негодяи, а вполне обычные люди, которые значительно ближе к праведности, чем к патологической греховности, и этот факт, конечно же, довольно непросто соотнести с милосердием Божиим.
Авраам в своей беседе с Богом сделал акцент на количество людей: он пытался отвратить гибель Содома и Гоморры, указывая, что и в этих городах есть праведники, которые не должны погибнуть вместе с грешниками. После снижения необходимого для спасения города количества праведников до десяти человек Бог перестал говорить с Авраамом. Вполне возможно, что если бы разговор не прервался, то мы бы узнали о том, что и один праведник способен спасти целый город. Впрочем, более вероятным видится иное продолжение разговора, из которого мы бы узнали, что существует некая критическая масса зла, и с ней праведники оказываются не в состоянии справиться, они сами постепенно погружаются в это зло, становясь его частью. Судя по всему, именно по этой причине Бог, как мы знаем из дальнейшего библейского повествования, вывел из обречённых на гибель городов Лота с его родственниками: если бы всё осталось неизменным, то и Лот бы погряз в грехе. Эта история закончилась для праведника благополучно, и он был в итоге спасён.
Но Священное Писание, настаивая на милосердии Божием, отнюдь не утверждает, что праведники в любой ситуации будут оставаться невредимыми. Для подтверждения этой мысли достаточно вспомнить фрагмент из 13-й главы Евангелия от Луки, в котором упоминаются два факта массовой гибели людей, а также приводится комментарий Христа, сказавшего, что погибшие не были грешнее оставшихся в живых, и что их гибель должна привести живых к мысли о покаянии. Возможно, что именно в этом и состоит проявление милосердия Божия — Он подталкивает нас к покаянию всеми возможными путями, иногда ценой жизни других людей, и чтобы их гибель не была напрасной, мы должны уметь делать правильные нравственные выводы.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев