Не принято было у казаков иметь боевого (строевого) коня — кобылицу.
У терских казаков, при выезде казака из дома, коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они же и встречали его обратно, коня расседлывали, заботились о том, чтобы животное полностью остыло, прежде чем поставить его в конюшню к корму или воде.
У кубанских казаков существовал особый ритуал перед отправлением на войну. Жена подводила коня к мужу, держа повод в подоле своего платья. Передавая повод, она произносила традиционные слова: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой».
Приняв повод, казак совершал ряд символичных действий: обнимал и целовал свою семью, садился в седло, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, бросив взгляд на родную хату и сад, надвигал папаху глубже на голову, огрел коня нагайкой и уезжал рысью к месту сбора.
Конь занимал особое место в культуре казаков, зачастую превосходя значимость других традиций и верований. Перед отпуском на войну, когда конь был уже снаряжен, жена сначала кланялась в ноги животному, прося уберечь мужа, а затем склонялась перед родителями, моля их постоянно читать молитвы о сохранении жизни бойца.
Вернувшись с войны, этот порядок повторялся: женщина вновь приветствовала коня и мужа подобающим образом.
При погребении казака за гробом велся его боевой конь под черным покрывалом («чепрак»), к седлу которого крепилось оружие покойного. За конем двигались ближайшие родственники и друзья.
Таким образом, лошадь была не просто средством передвижения, а частью духовной культуры казаков, символом мужества, преданности и семейных ценностей.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев