РИНА ЗЕЛЕНАЯ
Жила-была девочка. Жила в маленьком одноэтажном Ташкенте, с кирпичными тротуарами, маленькими ишаками и проходящими караванами верблюдов. Девочка хорошо училась и много читала. Ее звали Катей, Екатериной.
«Люди часто интересуются моей фамилией, — вспоминала актриса. — Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал».
Она могла бы всю жизнь прожить в Ташкенте и не стать актрисой. Но случилось чудо, и ее отца - Василия Ивановича Зеленого - перевели по службе из Ташкента в Москву. Началась совсем другая жизнь.
***
Катерина стала актрисой случайно. Она шла по улице и увидела объявление: «Прием в театральную школу». Она и не подозревала, что профессии актера можно научиться. Вошла и прочитала стихотворение Никитина «Выезд ямщика», чем до слез насмешила знаменитых актеров Певцова и Шатрову. Из восьмидесяти юношей и девушек приняли двадцать два человека, в том числе и Зеленую.
Окончила Московское театральное училище Рина в 1919 году. А потом, после начала Гражданской войны, семья Рины Зеленой оказалась в Одессе.
Первыми театральными подмостками Екатерины Зеленой в 1921 году стал старенький подвальчик в Одессе, где разместилась труппа любителей под названием «КРОТ» — «Конфрерия Рыцарей Острого Театра». Тогда же Екатерина стала Риной. На первой в ее жизни афише имя «Екатерина» почему-то не поместилось, и актриса безжалостно его сократила. Получилось коротко и удобно. А еще некоторое время спустя Рина Зеленая решила ехать в Москву, где, по слухам, появились в огромном количестве новые театры.
Москва оказалась неузнаваемой. Куда идти и к кому проситься, Рина не знала. Шла она как-то по улице, мимо мчались автомобили, сверкали витрины, шумели торговцы, настроение у Рины было прескверное, и вдруг… В глаза ей бросилась нарядная и нелепая табличка: «Театр «Нерыдай!» «Как будто прямо для меня написано!» — подумала Рина и вошла в помещение. «Нерыдай!» оказалось самым популярным в Москве ночным кабаре. Представления начинались в полночь, а заканчивались часа в четыре утра.
Потом в ее жизни было много театров и много встреч. Вера Инбер, Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Эдуард Багрицкий, Сергей Есенин… Все они были ее партнерами или друзьями. Театр «Летучая мышь», Театр сатиры… Ее сразу же полюбили зрители. Даже в парикмахерских дамы просили постричь их под Рину Зеленую.
Великая Отечественная застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зеленая, на гастролях, после которых артистов до Москвы не довезли, а оставили в Куйбышеве, откуда пришлось добираться до Москвы очень долго. Большую же часть военных лет Рина Зеленая провела на фронте. А осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге.
Первым мужем Рины Васильевны был очень известный московский юрист Владимир Блюмельфельд. Однако разница в возрасте давала о себе знать: Рина была практически ребенком, ей было 18, и брак этот просуществовал недолго.
А вскоре она встретила Константина Топуридзе и поняла – это судьба!
Константин Тихонович Топуридзе (Котэ — как она его называла) был известный архитектор, автор фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок» на ВДНХ. Он был главным архитектором Ленинского района Москвы.
Вся жизнь Рины Васильевны прошла рядом с Топуридзе, они прожили вместе 40 лет. «Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить», — не уставала восхищаться она своим мужем.
У Рины Васильевны не было детей. Она воспитывала двух сыновей Котэ, с удовольствием проводила время с племянницей, уделяла внимание соседским детям. «Разве это нормально? — сказала актриса однажды журналисту Глебу Скороходову. — Бездетная, я всю жизнь читаю за детей стихи и рассказы, и никого лучше детей в мире не знаю. Не повезло мне, хотя мать из меня могла получиться. Я разговариваю с детьми часами, как со взрослыми. И мне кажется, они меня признают».
Рина и Котэ всегда ходили, трогательно взявшись за руки, и этой привычке не изменили даже будучи пожилыми людьми. Гуляя по Москве, Котэ рассказывал жене то о старой церквушке, то об обитателях старинного особняка в каком-нибудь переулке. Он знал все о каждом доме, о каждой площади столицы.
Первый инфаркт у Котэ случился в 69-м. Второго инфаркта он уже не перенес. Потеряв Константина Тихоновича, Рина от шока почти ослепла. Чтобы хоть что-то увидеть по телевизору, ей приходилось придвигать кресло вплотную к экрану. Рине даже сделали специальный бинокль. Но и это не помогло: ей все домашние читали вслух по очереди.
***
Несмотря на постоянную занятость в концертах и гастролях, Зеленая каждый день ждала звонка с киностудий. Она не представляла своей жизни без кино и соглашалась на любой, самый пустячный эпизод. Большей частью их ей и предлагали.
Впервые Рина Зеленая снялась в 1931 году в первой советской звуковой картине «Путевка в жизнь», где исполняла куплеты в шайке бандита Жигана. Потом пленку случайно засветили, и в фильм вошел всего один эпизод с ее участием.
Следующее ее появление на экране стало более заметным, но случайным. Рина Зеленая и Агния Барто написали сценарий чуть ли не первого фильма для детей «Подкидыш». По ходу съемок выяснилось, что необходим еще один персонаж — домработница. Рина Васильевна буквально на съемочной площадке написала несколько сцен с участием несуразной тараторки Ариши и сыграла эту роль сама.
Потом Зеленая уговорила Григория Алексанрова отдать ей мужскую роль гримера в комедии «Весна», и актриса переписала ее на женскую. Она часто переписывала совершенно безликие, проходные роли, а то и просто импровизировала перед камерой, оживляя, вкладывая душу, характер в очередную секретаршу, поэтессу, тетку в автобусе, гувернантку, певичку, просто старушку, и роли эти становились маленькими шедеврами, персонажи оказывались крайне интересными, а реплики мгновенно разлетались в народе. Достаточно вспомнить одну только Аришу с ее историей о том, как старушка зашла воды попросить, а потом хватились — «пианины нет»!
А сколько было таких фразочек! «Такие губы сейчас не носят!» («Весна») «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть мылом?» («Встреча на Эльбе») «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» («Иностранка»).
Актриса очень обрадовалась, когда ей предложили сыграть роль черепахи Тортиллы в фильме «Приключения Буратино». Главным образом потому, что ее героиня должна петь. А петь Рина Васильевна любила. «Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортиллы». Исполняет Рина Зеленая», я чувствую себя тенором в опере», — говорила потом актриса.
Последней ролью, которую актриса сыграла в кино, стала миссис Хадсон, хозяйка квартиры на Бейкер-стрит, где жил легендарный Шерлок Холмс.
Работа над образом растянулась на целых семь лет, было отснято пять фильмов о приключениях сыщика, последний — в 1986 году. Зеленой как раз исполнилось 85 лет, и как-то она сказала режиссеру Игорю Масленникову: «Теперь называйте меня Руина Зеленая». Выступая по телевидению в посвященной ей передаче, актриса предположила, что этим образом ее кинокарьера и завершится… https://www.youtube.com/watch?v=2ttQ6tlGn0E
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1