Сейчас на праздниках черкесов в качестве музыкального инструмента главенствует ноутбук - загрузил в плей-лист нужные треки и колонки рвут барабанные перепонки битом национальных мелодий. До ноутбука был синтезатор, до синтезатора гармошка (чаще всего аккордеон), а вот до гармошки была это самая шикапшина с тихим, кажущимся заунывным звуком, который извлекается смычком. С виду она похожа на скрипку, но скорее родственница виолончели - она зажимается коленями и играют на ней смычком таким же образом. Зубер говорит, что культура черкесов тяготеет больше к скромности, потому и звук шикапшины тоже такой - скромный, тихий. Знакомство Зубера с шикапшиной началось в начале 90-х, во времена его учебы в музыкальной школе, где он учился играть на скрипке. Как-то услышав вживую игру на народном инструменте, он заинтересовался им, а чуть позже ему удалось познакомиться с мастером Владимиром Григорьевичем Ойберманом, у которого заказал шикапшину. Ойберман попал в Нальчик еще в 1974 году по приглашению, для воссоздания народных инструментов для этнических ансамблей. После изучения инструментов, которые сохранились в местном музее, он стал делать свои, которые позже разошлись по народным музыкальным коллективам и стали попадать в руки любителей черкесской музыки. Он смог заинтересовать Зубера и вскоре передал ему все, что знал о производстве черкесских музыкальных инструментов. Зубер не только мастер по изготовлению шикапшин, но и музыкант-исполнитель. Он пишет стихи на черкесском языке, сочиняет музыку и участвует в этнических проектах. Также важным для него остается преподавание: он обучает детей и взрослых игре на шикапшине. Перейдем в мастерскую, она небольшая, занимает всего одну комнату размером в 15 кв.м. Здесь на стеллажах хранятся материалы для будущих инструментов, как готовые разделанные доски, так и необработанные чурки, порой случайно найденные по дороге. На самом деле шикапшину или апапшину нельзя делать из попавшего под руку куска дерева. Перед тем, как выбрать подходящий кусок, мастер проверяет нет ли на нем сучковины, трещин и прочих дефектов, чтобы при обработке дерево не треснуло. К тому же подбирается нужная фактура, Зубер следит за тем, чтобы на деталях полосы от годовых колец были симметричными, красиво выглядели на готовом инструменте.
Комментарии 1