Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю рассмотрев Ваше обращение по вопросу отказа в назначении социальной пенсии Курбанову С.И., 17.11.2003 года рождения, который в установленном порядке признан ребенком - инвалидом, разъясняет следующее.16.10.2017 года Курбанова М.С. обратилась за консультацией в ОПФР по ; Забайкальскому краю по вопросу назначения социальной пенсии своему сыну Курбанову С.И. требования к документам, а также сроки и порядок обжалования решения,. территориального органа ПФР. Кроме того, заявителю указано на то, что факт постоянного проживания на территории РФ может быть установлен в судебном порядке. 18.10.2017 года Управлением ПФР в г. Чите Забайкальского крае (межрайонным) от КУрбановой М.С. принято заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности ребенку-инвалиду, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166 "О государствеIIном пенсионном обеспечении в РФ". В целях установления социальной пенсии заявителем представлена выписка из акта освидетельствования гражданина признанного инвалидом, согласно которой Курбанов С.И. признан ребенком-инвалидом. Также заявителем представлены свидетельство о рождении Курбанова С.И., паспорт законного представителя Курбановой М.С., свидетельства о регистрации по месту пребывания КурбановоЙ М.С. и Курбанова С.И. по адресу: г. Чита, ,,,,,, (общежитие). По результатам рассмотрения заявления от 18.10.2017 года и приложенных к нему документов руководителем УПФР в г. Чите Забайкальского Kpaю (межрайонного) принято решение от 30.10.2017 года N9 6052 об отказе в установлении пенсионного обеспечения Курбанову С.И. в связи с тем, что заявителем не представлен документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Российской Федерации. Принятое территориальным органом ПФР решение соответствует действующему законодательству. Так, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 года Ns 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане, в том числе дети-инвалиды, которым назначается социальная пенсия по инвалидности. Условие постоянного проживания на территории Российской Федерации, закрепленное статьей 11 Федерального закона № 166-ФЗ, является основополагающим и распространяется на все категории граждане, имеющих право на социальную пенсию, в том числе на детей при определении их права на социальную пенсию по инвалидности. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.201,4 № 958Н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета paзмepa фиксированной , выплаты к страховой пенсии с учетом.повышения фиксированной выплаты к страховой, пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению) для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации. Указанное требование закреплено в пункте 41 Перечня, утвержденного Приказом от 28.11.20|4 Ns 958н, принятого в целях реализации норм Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"0. при этом документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное Удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы. Таким образом, постоянное проживание В Российской Федерации детей, не достигших 14-летнего возраста, в том числе новорожденных, подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Данная позиция согласована с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Если факт постоянного проживания нетрудоспособных граждан не может быть подтвержден в установленном законодательством порядке, то юридический факт постоянного проживания на территории Российской Федерации может быть установлен в судебном порядке исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П от 2 февраля 1998 г. N 4-П от 2 июня 2011 г. № 11-П; определения от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 4 марта 2004 г. N 146-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. N 741-О-О, oт 17 ноября 2011 г. N 1597-0-0, от 5 июня 2012 г. N 1059-О, от 17 июня 2013 г. N 996-О). О данной возможности указывается также и в решении руководителя Управления ПФР в г. Чите об отказе в установлении пенсионного обеспечения. Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 года N 288 установлено, что регистрации по месту пребывания, подтверждается свидетельством по форме N 3, которое и выдано Курбанову С.И. при этом регистрация по месту жительства осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы N 8. Следует отметить, что территориальные органы ПФР являются правоприменительными органами и не имеют право расширенного толкования норм действующего законодательства, и к их компетенции не относится установление факта постоянного проживания гражданина на территории Российской Федерации, необходимого для права на социальную пенсию, а также истребования от заявителя иных документов, косвенно подтверждающих данный факт. Территориальные органы ПФР не наделены полномочиями по толкованию и разъяснению правовых норм, не вправе руководствоваться нормами пенсионного законодательства в понимании, отличающемся от официально опубликованного текста. как следует из Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, ,накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному . пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.1 |.2014 N 884н, а именно пунктов 22 и 2З при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в документах сведениям, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органах местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе, принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако, учитывая трудную жизненную ситуацию заявителя, отсутствие возможности приобретения постоянной регистрации и наличия проекта приказа Минтруда направленного на урегулирование вопроса установления данного вида пенсии 22.11.20]7 года Отделением ПФР по Забайкальскому краю в Пенсионный фонд РФ направлен запрос №11-8715 с приложением документов заявителя, а также с просьбой рассмотрения возможности установления Курбанову С.И. социальной пенсии по инвалидности. 04.12-2017 года ,Департамент организации назначения и выплаты пенсий Пенсионного фонда РФ указанный запрос рассмотрел и посчитал возможным в данном конкретном случае установить социальную пенсию по инвалидности. На. основании ответа Пенсионного фонда РФ руководителем УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) 06.12.2017 года отменено ранее принятое решение об отказе в назначении пенсии и принято решение о назначении социальной пенсии по инвалидности с 12.10 .20|7 года, т.е. с даты установления инвалидности. таким образом, пенсия и ежемесячная денежная выплата Курбанову с.и. установлена и выплачивается в соответствии с действующим законодательством. Одновременно сообщаем, что в целях решения вопроса о пенсионном обеспечении Курбанова С.И. Отделением ПФР по Забайкальскому краю 24.11.20|7 года в адрес Главы городского округа "Город Чита" направлялся запрос о решении вопроса постоянной регистрации рассматриваемого ребенка инвалида. Однако, содействия в решении поставленного вопроса ей оказано. Так же, следует отметить, что в целях устранения правовой коллизии, являющейся препятствием к установлению социальных ( пенсий на всей территории Российской Федерации, 30.10.2017 года Минтрудом России, как органом, наделенным законодательной инициативой, подготовлен проект Приказа "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования вопросов назначения и выплаты социальных пенсий". Указанный проект направлен на реализацию возможности подтверждения постоянного проживания личным заявлением гражданина РФ, не имеющего регистрации по месту жительства в РФ. В соответствии с его положениями, ответственность и обязанность по подтверждению постоянного проживания законодатель возлагает на лицо, претендующее Ее установление социальной пенсии. Приведенный проект находиться в высокой степени готовности. Заместитель управляющего В.А. Безрукова
Комментарии 1