И тут Сократ задаёт свой гениальный и разрушительный вопрос[2]: «Боги любят благочестивое потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?» Замените «благочестивое» на «доброе» или «хорошее», и вы получите суть дилеммы: Первый вариант: Бог повелевает нечто, потому что оно уже является добром. То есть добро существует независимо от Бога. Он, как мудрый правитель, лишь указывает нам на него. Но тогда выходит, что Бог подчиняется некому внешнему, высшему стандарту морали. Он не её источник, а всего лишь её проводник. Второй вариант: Нечто является добром исключительно потому, что так повелел Бог. Добро — это то, что угодно Богу. Но тогда мораль становится произвольной. Если бы Бог повелел лгать, убивать и мучить невинных, эти поступки автоматически стали бы «добрыми». А это, согласитесь, кажется абсурдным и ужасающим. Именно это и есть дилемма Эвтифрона[3]. Она ставит в тупик любого, кто считает, что мораль исходит только от Бога.
Извините. Извините, бизнесу нужна криптовалюта USDT. Нам нужны доллары США или юани для обмена криптовалюты USDT. Если вы заинтересованы, вы можете добавить мою контактную информацию в WhatsApp. +79327034845
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 104
«Боги любят благочестивое потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?»
Замените «благочестивое» на «доброе» или «хорошее», и вы получите суть дилеммы:
Первый вариант: Бог повелевает нечто, потому что оно уже является добром. То есть добро существует независимо от Бога. Он, как мудрый правитель, лишь указывает нам на него. Но тогда выходит, что Бог подчиняется некому внешнему, высшему стандарту морали. Он не её источник, а всего лишь её проводник.
Второй вариант: Нечто является добром исключительно потому, что так повелел Бог. Добро — это то, что угодно Богу. Но тогда мораль становится произвольной. Если бы Бог повелел лгать, убивать и мучить невинных, эти поступки автоматически стали бы «добрыми». А это, согласитесь, кажется абсурдным и ужасающим.
Именно это и есть дилемма Эвтифрона[3]. Она ставит в тупик любого, кто считает, что мораль исходит только от Бога.