Эта музыка, тогда еще набросок к будущему балету, звучала в мультике про Чиполлино, который несколько поколений бывших советских детей относит сегодня к категории "культовый". И эта радость узнавания, этот привет из детства звучат в душе взрослого зрителя особой, лирической нотой…
Двухактный балет "Чиполлино" в постановке и хореографии лауреата Государственной премии СССР Генриха Майорова счастливо путешествует по театральным подмосткам с 1974 года. С тех пор сказку про мальчика-луковку танцевали в десятках театров по всему бывшему Союзу. И сегодня он с успехом идет на престижнейших площадках Михайловского театра Санкт-Петербурга и Кремлевского балета.
В нынешнем театральном сезоне этот "замок красоты" был перенесен, построен на сцене нашего Национального театра оперы и балета им. Спендиарова благодаря его руководителю Константину Орбеляну. Об этом много говорилось: перенесено из Большого театра роскошное, полное сказочного очарования оформление народного художника СССР, главного художника Большого Валерия Левенталя. Построен поражающий красочностью сказочный город у самого синего моря, созданный по законам игры, словно эти шпили и арочные окна нарисованы ребенком. Невероятное количество и разнообразие костюмов, включая усыпанный драгоценный камнями камзол Принца Лимона и изысканные кружева на Магнолии, восхищают буйством фантазии и заставляют постоянно приглядываться к деталям. Вот появляется новый персонаж, вроде бы "по сюжету", а по факту - внезапно, громко - и - глаз не оторвать!
СДЕЛАТЬ БАЛЕТ, за сложность исполнения прозванный детским "Спартаком", максимально понятным юным зрителям, не упрощая элитарного искусства, - задача повышенной сложности для хореографа-постановщика, с которой Майоров справился блестяще. "Чиполлино" - детский балет с совсем недетской хореографией стал прекрасным поводом убедиться в возможностях нашей балетной труппы. А ведь после "Спартака" прошло немало времени, и такой возможности у нас давно не было. Так вот, на каждую серьезную партию здесь по три - на минуточку! - исполнителя. А посему не будем называть имен, чтобы никого не обидеть. Но у каждого героя "Чиполлино" своя хореография. У Чиполлино и Редисочки - свободная пластика, местами modern dance, в который артисты вносили бешеный темперамент и отточенную технику. У элегантных графа Вишенки и Магнолии - чистая классика, восхищающая грациозной капризностью виртуозной пластики. А вообще в хореографии было много мастерства и много юмора, много страсти и много сказки, и над всем этим реяло летучее, прыгучее и вечно прекрасное искусство балета.
И была музыка! "Это только кажется - детский балет! А работать сложнее, чем на взрослом спектакле", - говорил в антракте дирижер Арутюн Арзуманян. Словом, сказка есть сказка, в ней обязаны быть чудеса, коим и становишься свидетелем. В том числе музыка, роскошное оформление и блестящий танец - все то, из чего состоит магия балетного искусства, загадочным образом успокаивало самых неусидчивых детей.
А зал был ими полон. От школьников до самых маленьких малышей. И смотрели они восторженно, реагировали бурно, но именно завороженно смотрели, а не мучили родителей. А самым завороженным зрителем были солдаты, которых оказалось целый сектор партера. Тоже еще вчера - дети, причем дети в основном из сел, абсолютное большинство которых оказалось в этом зале впервые. И они смотрели. Боже, как они смотрели!
И ПОДУМАЛОСЬ: руководитель Национального театра оперы и балета в одиночку сделал то, над чем уже почти год бьются и никак не сдвинутся со стартовой точки целое Министерство культуры и его программа детского арт-просвещения "Моя культура". Константин Орбелян своим личным ресурсом - финансами, связями, артистическим авторитетом - подарил целому поколению детей встречу с чудом. А такой спектакль - настоящий балет, пусть детский, но большого стиля есть чудо. Встретившемуся с ним в детстве, пускай неосознанно, открывается великая, высокая и благородная сила Красоты. И за это открытие Константину Орбеляну - спасибо.
Объяснить музыку словами невозможно. Просто сводите на "Чиполлино" своих детей и сходите сами. Советую вместо густо разрекламированного "Возвращения Марвел" пойти на хороший спектакль. По деньгам выйдет то же самое. А вот разницу между ставшими привычными компьютерными спецэффектами и живой, дышащей, очаровывающей красотой "Чиполлино" оценить будет довольно просто.
"Классический балет есть замок красоты!" - сказал когда-то Иосиф Бродский.
Комментарии 1