Вечные стражи, вдохновленные искусством резьбы по обелискам, эти хачкары, провозглашенные ЮНЕСКО «нематериальным культурным наследием» в 2010 году, на протяжении веков врезались в армянский ландшафт. Хачкары вырезаны на самых разных камнях: от натурального черного камня до желто-красноватого туфа и базальта. Рубен Казарян, мастер по изготовлению хачкаров, который оттачивал свое мастерство в монастыре Нораванк XIII века, работает с мягким фельзитовым камнем, имя которого является синонимом Момика, известного средневекового мастера-архитектора. А Богдан Оганесян, другой опытный мастер-хачкар, поддерживает многовековую традицию резьбы хачкаров в своей мастерской в Ванадзоре, вырезая на гипсовом камне.
Бабик Варданян, 42-летний производитель хачкаров, чьи предки были мастерами Карташа, рассказывает: «Мой отец начал делать хачкары в 1970-х годах. Это был советский период, когда христианство было запрещено и большинство церквей были закрыты. В этот период мой отец начал делать хачкары,которые заказывали в основном как надгробия.За последние 20 лет я сделал более 200 хачкаров,и каждый из них уникален и имеет свою историю.Хачкар делается вручную.Я использую резак и молоток .В древние времена, когда не было пилы, люди разглаживали и перемещали камни вручную, поэтому их еще называли карташами (кар по-армянски означает камень, а таш/ташелис – разглаживать, рубить или готовить) мастерами.Теперь, конечно, , есть и электрические инструменты, которые облегчают обработку камня, но при этом человеческие руки придают камню душу. В среднем над каждым хачкаром я работаю 1-1,5 месяца, а изготовление более сложных хачкаров занимает три- шесть месяцев.»
В центре каждого хачкара крест утверждает свое господство, а под ним розетка или солнечный диск сияет небесным пылом. Замысловатые узлы камня переплетаются, словно кельтские косы. Остальная часть каменного полотна представляет собой летопись щедрости природы, идиллическую картину, разворачивающуюся балетом виноградной лозы, где тонкие усики пируэтируют среди листьев, а гранаты с рубиновыми кронами блестят, обещая процветание. Однако центром сопротивления является карниз, скульптурная корона, которая превращает хачкар из простого памятника в шедевр. На этой священной сцене библейские сцены и почитаемые святые оживают в камне, их вечные истории выгравированы в самой ткани хачкара.
Священники приравнивали крест к благодатному дереву, давшему прибежище всему миру. Вдохновленные этой метафорой, ремесленники своими ловкими руками превратили эти божественные символы в долговечные каменные скульптуры, а иллюминаторы с их художественным изяществом оживили их на страницах священных текстов. Глубоко укоренившееся представление о мире как саде, давно укоренившееся в армянской психике, нашло новый дом в христианском кресте, который первоначально ограничивался жестким квадратом, метаморфизировавшимся ввысь, превратившись в древо жизни.
Гамлет Петросян проливает свет на языческое влияние на древние хачкары и поясняет: «Христианство было революцией. Языческие символы не использовались на хачкарах. Есть несколько драконьих камней (вишапакаров), арташесианские пограничные стелы и урартские камни с надписями, которые были превращены или переведены в хачкары.То есть люди увидели, что это подходящий памятник, он уже доработан, взяли его и либо нацарапали на нем знаки или надписи, либо вырезали заново и превратили в хачкар.” Вишап, своеобразный резной идол, часто называемый драконьим камнем, выставлялся возле источников воды, считавшихся священными в языческих системах верований. Вишапы возводились даже в местах языческих культов. По мере того, как христианство набирало силу, а язычество пришло в упадок, дизайн хачкаров постепенно избавлялся от языческого влияния, отражая меняющийся религиозный ландшафт.
Севак Аревшатян, 35-летний историк из Еревана, который задокументировал тысячи хачкаров в неустанном стремлении к сохранению культуры, говорит: «До появления хачкаров в середине IX века преобладали разнообразные отдельно стоящие кресты. В средние века, когда человек совершал достойный поступок для общества, например, основывал деревню, строил церковь или мост или переправлял ручей, они отмечали и документировали этот поступок как вечную дань уважения в форме надписи на хачкаре. В 1200 году хачкар был установлен по случаю победы объединенных армяно-грузинских войск над турками-сельджуками в провинции Арагацотн.» Он добавляет: «Сегодня, как и прежде, армяне считают хачкар исключительно частью своей культуры, идентификация армянской нации через хачкар настолько очевидна, что когда видишь хачкар за пределами Армении, сразу замечаешь, что там есть армянин».
Комментарии 1