И оно пришло. В пончо, в ковбойской шляпе, с обглоданной сигарой, прищуренным взглядом и пистолетом.
Весь мир знает и любит Серджио Леоне как отца-основателя нового киножанра. Итальянский вестерн — или спагетти-вестерн, как шутят американцы, — который режиссёр создал практически в одиночку. Но давайте разберёмся, чем западный вестерн отличается от вестерна итальянского, и что вообще это такое — вестерн?
Вестерн — это универсальное американское изобретение. Это фильмы о ковбоях, дилижансах, индейцах, ранчо, перестрелках в пустыне и так далее. Всё происходит на Диком Западе, в Мексике или даже в Канаде во второй половине девятнадцатого столетия. Неизменный атрибут вестерна — это, конечно же, заправский ковбой в ковбойской шляпе, ковбойских шпорах и с ковбойским пистолетом. Невероятно крутой и сильный мужик. В американских фильмах он — само благородство, сама истина, сама добродетель. Голубоглазый альфа-самец. Это Джон Уэйн — звезда вестернов, — Джимми Стюарт, Гари Купер, Кирк Дуглас и миллионы других голливудских актёров. Наверное, не было ни одного американского режиссёра, который бы не снимал вестернов, но самым-самым среди всех, «папой вестернов», остаётся Джон Форд, который снял неисчислимое количество фильмов о ковбоях.
Так вот. Хотя вестерн, по идее, должен быть гордостью американской нации, отношение к нему по сей день двойственное. Например, фильм Джона Форда «Искатели» не единожды признавался одним из лучших фильмов в истории кино, хотя это, как по мне, невероятно спорно. Но с другой стороны, многие воспринимают этот жанр как дешёвое развлечение с выстрелами и погонями. Как говорил Орсон Уэллс: «Вестерн признают серьёзной формой искусства только иностранцы».
Именно таким иностранцем был Серджио Леоне. Любовь к вестернам была для него главной любовью в жизни. Он говорил: «Снимая вестерн, ты воссоздаёшь дух минувшей эпохи, который сегодня воспринимают совершенно иначе. Вестерны — это особый жанр. Это грандиозное приключенческое кино с легендарными мифическими персонажами. Для меня вестерн — это прежде всего сказка, плод моего воображения». Леоне насмотрелся американских вестернов и решил, что его призвание — снимать фильмы о Диком Западе. Так родились две всемирно известных трилогии: долларовая — «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой» — и американская — «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита» и «Однажды в Америке».
Знающий творчество Леоне возразит: «Последние два фильма не являются вестернами!» Но всё не так просто. Многие кинокритики пишут, что вестерн — это вообще «не жанр кинематографа, но определённое художественное течение». С такой точки зрения «За пригоршню динамита» и «Однажды в Америке» — классические вестерны, хотя первый рассказывает о мексиканской революции, а второй — о гангстерах. Как говорится: «Можно поменять обёртку, но товара не поменяешь». Леоне — это всегда Леоне.
Комментарии 5