Белорусское правительство делает много косяков. Одним из самых опасных и вредных – управлением ресурсами и активами, т. е. государственными заводами и фабриками. От него Беларусь ежегодно теряет миллиарды долларов.
А. Лукашенко справедливо заявляет, что не распродал экономику по бандитским, криминальным и олигархическим схемам, как в России или Украине. Правильно, что Беларусь избежала участи наших соседей со всеми вытекающими последствиями. В России и Украине была не честная, справедливая, открытая приватизация, т. е. передача активов из рук номенклатурно-краснодиректорской группировки. В мире накоплен богатый опыт настоящей приватизации, но белорусские руководители продолжают жить в стране от российских практик. С другой стороны VIP-распорядители чужого кровно не заинтересованы в расширении частного сектора. Они прекрасно научились зарабатывать на государственной собственности, на финансовых, товарных и ресурсных потоках государственных заводов и фабрик. Поэтому они устанавливают такие условия приватизации, что ни одни инвестор в здравом уме, с чистой совестью и базовыми знаниями экономики и права не хочет покупать акции ОАО или ЗАО.
Образно поведение белорусского правительства при приватизации выглядит примерно так. Есть подержанный, потрёпанный, видавший виды автомобиль «Лада». 15 лет, пробег 200 тысяч, где-то проржавел, перекосился, но ездит. Правительство выставляет его на продажу на $12 тысяч. Такая цена выходит по балансу. Мало того, они потенциальному покупателю выставляют ещё следующие условия:
1) да, это будет твой автомобиль, но два раза в неделю ты бесплатно должен возить чиновников по их делам,
2) не забудь рассчитаться по старым долгам за ремонт автомобиля перед СТО (~$6000);
3) ежегодно тебе нужно передавать на ремонт нашего автопарка ~$3000, разумеется, сверх положенных налогов и, понятное дело, с чистой прибыли;
4) чтобы убедиться в правильной эксплуатации автомобиля, тебе надо будет оплачивать нашего шофёра/механика;
5) для поддержки отечественного производителя (мы же тебя впустили на рынок) ты будешь обязан заправляться и ремонтировать свой автомобиль только у указанных нами структур;
6) мы тебя будет периодически проверять, и если посчитаем режим эксплуатации автомобиля необоснованным, если оценим ваши действия, как виновные, если установим, что произошло неприятие вами необходимых мер по надлежащей организации эксплуатации автомобиля, то мы у вас автомобиль заберём, а соответствующие органы заставят вас уплатить штраф в n-кратном размере от выручки.
Какой человек в здравом уме и твёрдой памяти решиться купить любой актив на этих условиях? Правильно, таких нет. На такого рода приватизационные предложения не ведутся ни китайцы, ни россияне, ни немцы – никто из тех, кто наш хоть чуточку знает.
Зато есть фентифлюхтеры и швендипопперы. Есть блатники, которые думают, что знакомство с неким политическим VIP-ом гарантируют ему иммунитет от применения таких правил. Есть временщики, которые рассчитывают успеть добить автомобиль, выжать с него максимум и удрать подальше от десятков контролёров и органов.
Таким образом, приватизация в Беларуси на приколе, в загоне. Это сценарий белорусских номенклатурно-краснодиректорских кланов. Они его главные бенефициары. А то, что находящиеся под их железной пятой заводы и фабрики каждый год теряют в цене сотни миллионов долларов, их не интересуют. Их циничный лозунг – «после нас хоть потоп». Парадокс ситуации в том, что они так искусно провели кампанию оболванивания людей, провели такую мощную кампанию чёрного PR-а приватизации, что люди и даже бизнес стал против неё.
Сегодня в зоне высоких рисков разрушения производственного капитала находится около 2000 государственных предприятий. Здесь не только малые компании, но и крупные заводы. Они с разной скоростью деградируют. На крышах многих уже сегодня растут берёзки. Другие, хоть они продолжают сидеть на игле бюджетных «наркотиков», упёрлись в потолок своего развития. Чтобы люди об этом не догадались, они загоняют страну в долговую ловушку. Как, например, с очередной порцией евробондов в $600 млн. на 12 лет. Обслуживание этого кредита обойдётся налогоплательщикам в ~$450 млн. или 75% от полученной суммы. Вы думаете эти деньги пойдут на развитие и раскрепощение предпринимательства? Нет, они будут потрачены на обслуживание старых долгов. Берём новые, чтобы погасить старые – чем не государственная долговая пирамида? Её авторы и бенефициары в шоколаде. Для них – лишь бы не было приватизации.
Мы живём в Беларуси номенклатурно-краснодиректорской. Нам нужна страна миллионов частных собственников. Другого пути к быстрому, долгосрочному, инклюзивному экономическому росту просто нет. http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=27300
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 12