Рукотворная кома украинской экономики
В Украине нет правительства. В том смысле, что нет органа, который управляет, правит, направляет и определяет правила игры. Единые для всех. Как в спорте или в науке. Не бывает особых правил футбола для бедных и богатых, мужчин и женщин, детей и пенсионеров, рабочих и профессоров. Не бывает особой, классовой методологии науки для американцев и китайцев, украинцев и поляков, нигерийцев и ирландцев.
Английское government от слова govern – управлять. Управлять, чтобы определённых целей достигать. Управлять, чтобы издержки снижать, позитивную мотивацию создавать. Управлять, чтобы рисков и угроз избегать. Наконец, управлять, чтобы врагов побеждать.
В Украине есть Кабинет Министров, но это не правительство, а набор людей, которые не объединены единой задачей/KPI, мотивацией и ответственностью. Настоящее правительство – это про создание условий для свободной, безопасной и благополучной, жизни. Как можно назвать орган, который действует с точностью до наоборот? Можно его назвать терминатором, имитатором либо, что самое плохое, частью правительства врага. Орган, который изгоняет инвесторов, до смерти ощипывает предпринимателей налогами и регуляторными инструментами, создаёт механизмы перераспределения от честных/ответственных в пользу мошенников/халявщиков, трансформирует жизнь по закону в жизнь по понятиям, унижает граждан инфляцией, запретами и бедностью, изгоняет их из страны, перераспределяет через свои руки 75% ВВП, загоняет половину экономики в тень – это инквизиция, а не правительство. Она сокращает внутренние ресурсы и резервы, деморализует производственный человеческий капитал, разрушает финансовую стабильность и доверие, увеличивает угрозы и риски коррупции. Самое горькое и обидное, что это инквизиция не внешняя, не условные крестоносцы, которые пришли на чужую землю с огнём и мечом. Это внутренняя, доморощенная инквизиция.
Правительство – это когда есть некая внятная, понятная платформа, курс развития, системное содержание экономической политики. Пусть это будет марксистский курс/платформа, кейнсианский или свободнорыночный. Пусть это будет одна из многочисленных модификаций модели Государства всеобщего интервенционизма. Например, в Китае в середине 2010-ых был интенсивный публичный спор между двумя профессорами Пекинского университета относительно стратегии экономического развития. Оба они имеют западное образование.
Первую точку зрения представил Justin Lin Yinfu, бывший главный экономист Всемирного банка. Он считает, что для развивающейся страны нужна активная государственная промышленная политика, чтобы догнать развитые страны. Он верит в то, что рынки порождают провалы и что Правительство может и должно их нейтрализовать, а также превратиться в активного участника всех экономических процессов. Оно должно канализировать ресурсы в те сектора, в те предприятия, которые имеют наибольший потенциал для обеспечения максимально быстрого экономического роста. Типичный подход development economics, которому уже ~80 лет. Корнями он уходит в кейнсианство с большими примесями марксизма.
Противоположную точку зрения озвучил Zhang Weiying. Он заявил, что «промышленная политика – это новый взгляд на плановую экономику советского стиля». Он считает, что государственный интервенционизм приводит к искажению структуры капитала, перепроизводству инвестиционных товаров, созданию пузырей и завалов «мёртвого» капитала.
Создание особых условий для номенклатурных коммерческих фаворитов через налоги, субсидии, кредит, финансы, использование земли, экспортные лицензии – это прямое приглашение коррупции и схематоза. Государство по причине объективной информационной ассиметричности, наличию конфликта интересов не может выбирать и определять коммерческих чемпионов.
Линь Ифу (Justin Yifu Lin) - это типичный представитель фьюжн левого кейнсианства и марксизма. Именно оно является научной основой development economics (экономики развития). В Украине известные чиновники, эксперты с подобными взглядами – это Ю. Ехануров, С. Тигипко, А. Кинах, А. Яценюк, Н. Азаров, Т. Милованов, Д. Наталуха, Д. Гетманцев. В рамках development economics формулируют свои предложения Институт будущего, CEO Club, Центр экономической стратегии, Киевская школа экономики, Центр економічного відновлення.
Чжан Вэйин (Zhang Weiying) – это сторонник модели предпринимательского роста, курса на свободный рынок. Именно этот режим позволил Китаю за счёт СЭЗов (он был именно там) заработать к 1998г. свой первый триллион ВВП. В Украине сложно назвать сторонников такого подхода на уровне руководства страной. В начале 2000-ых казалось, что это В. Ющенко, но, если судить по делам, а не словам, то курс на свободный рынок и малое государство явно не получился. Были В. Пензенек, П. Шеремета и О. Данилюк. Они тоже часто звучали вполне как сторонники либеральных реформ. Впрочем, как и нынешний министр финансов С. Марченко, который, в своё время, участвовал в написании программы реформ для Украины от Центра Бендукидзе. Дальше слов дело не пошло. Из известных аналитических структур близкую к Чжан Вэйину позицию занимает CASE-Україна. Других в этой категории назвать сложно.
Какой курс проводит нынешнее украинское Правительство в широком определении (Кабинет Министров, Офис президента, Национальный банк, Верховная Рада)? Можно ли назвать его курсом по рекомендации Линь Ифу? – Нет. Тем более нельзя назвать курс нынешнего Правительства курсом Чжан Вэйина? – Нет. Тогда что мы имеем? Куда идёт? Что строим и создаём? Если не Маркс/Кейнс, если не Мизес/Хайек, если не Фридман/Коуз, то кто тогда является теоретиком украинской экономической политики? Рекомендации каких экономистов служат направляющими в деятельности украинского Правительства.
И вот здесь мы должны озвучить и признать горькое откровение. У украинского Правительства нет одной теоретической научной базы. У него нет чёткого выбранного курса. У него нет системной, последовательной позиции. У него нет единого рецепта, по которому он делает экономическую политику. Украинское правительство в нынешнем виде – это кто в лес, кто по дрова. Это суши, вареники и котлета по-киевски в одном рецепте. Это нормативно-правовой разнобой, организационно-исполнительный разброд.
Мы ожидаем от Правительства профессиональный ответов на сложные экономические вопросы. Мол, объясните смысл того, что вы делаете. Покажите расчёты. Оцените издержки. Расскажите, как ваши решения помогут производителям, облегчат жизнь гражданам, убедят инвесторов, укрепят доверие наших внешних партнёров. Если бы все эти товарищи были полноценным Правительством, они бы отвечали на эти вопросы со своей позиции. Марксисты действуют в рамках одной парадигмы, либералы – по другой. Украинское Правительство – это не про экономику, как науку. Не про «управлять, чтобы побеждать». Это про то, чтобы «быть и распределять», «забирать, чтобы зарабатывать», «регулировать, чтобы дискриминировать», «понты раскидывать – и на внешнее финансирование рассчитывать».
В Украине нет Правительства марксистов. В стране нет Правительства кейнсианцев или монетаристов. В Украине Правительство – это условная кухарка, которая через СМИ, социальные сети и PR-кампании решила, что управлять экономикой – это просто. Окружи себя технократами, слушай лояльных богатых бизнесменов, соглашайся с отдельными рекомендациями международных организаций, озвучивай лозунги, раздавай обещания светлого будущего – и корабль национальной экономики поплывёт вперёд.
Украинское правительство – это сотни тысяч распорядителей чужого национального и местного уровней. Каждый из них работает в своём коконе, пилит свою условную гирю, создаёт свой микромир и сеть, распоряжается своими материальными и нематериальными ресурсами. Каждый Чиновник – это вещь в себе и для себя. Всех их объединяет только одно – источник их дохода и богатства. Это труд, доходов и деятельность украинцев. Их они облагают налогами и сборами. Во время войны появился ещё один мощный источник обогащения – внешняя помощь, включая кредиты.
Правительство Украины – это поле жёсткого противостояния, борьбы сетей/группировок чиновников за контроль над ресурсами и активами страны.
Правительство Украины – это много кнопок для голосования и принятия решений при почти полном отсутствии механизмов реализации этих решений, инструментов контроля за выполнением этих решений, наказания виновных за невыполнение решений, а также обнуления репутации мошенников, некомпетентных и коррупционных.
Правительство Украины – это принятие концепций, законов, постановлений, которые часто исключают друг друга. Законотворчество превратилось в кухонный конвейер, на котором делается вал нормативного винегрета, а не качественный правовой продукт. Они противоречат законам экономики, не учитывают наличие ресурсов и денег, игнорируют качество исполнителей и мотивацию экономических субъектов.
Правительство Украины – это не набор формализованных институтов управления с чётким функционалом, прописанным KPI и ресурсами для выполнения каждой функции, а какофония правовых и неформальных схем, организаций и структур, которые генерируют и обменивают с другими дискрецию по огромному количеству ситуаций и положений.
Правительство Украины – это не про экономику во имя развития и роста. Это про сотни тысяч крупных и мелких сетей и схем, которые кучкуются, дерутся, объединяются, ссорятся, обмениваются своими активами/дискрециями, чтобы сохранить за собой статус VIP-распорядителя или потребителя чужого. Когда ресурсов становится меньше, интенсивность межгрупповой, межклановой борьбы увеличивается. В военное время образовалась новая сеть на базе военкоматов, а также тех чинов, которые превращают условные яйца по ₴7 в яйца по ₴17 и масштабируют эту операцию на миллиарды долларов.
Вот Национальный банк вышел с завиральным предложением по ограничению карточных расчётов, а на гигантскую долговую пирамиду, синдикализм крупнейших банков внимания не остаётся. Создать полноценный кредитный рынок, раскрепостить все виды финансовых операций - не на часі. Вот Минфин предложил повысить налоги, а полноценная налоговая реформа, чтобы украинскому бизнесу в военное время дышать можно было легче, внимания не хватило. Не на часі. Минэкономики регулярно повышает количество регуляторных актов. Провести глубокое дерегулирование - не на часі. Кабинет Министров создаёт группу приближённых коммерческих фаворитов в виде Клуба белого бизнеса. Провести амнистию, ликвидировать коррупционную дискрецию правоохранителей - не на часі. Кабинет министров предложенным порядком мобилизации поставил на уши весь бизнес. Мужчин десятками тысяч уходят в тень, а страна продолжает работать по ещё советскому трудовому кодексу. Ввести режим свободного рынка труда - не на часі.
Диагноз состояния нынешнего Правительства Украины парадоксальный. Для него экономика - не на часі. Иностранные партнёры ежегодно дают ~$40 млрд. помощи. Вот и славно. Они же сами говорят, что после войны будет списание/реструктуризация долгов. Курс гривны регулируется вручную? – Да. Так нам же иностранные партнёры резервы создают, а мы обеспечиваем прибыльную работу банковской системы, которая покупает государственные ценные бумаги с очень высокой доходностью. В Украине произошла перезагрузка модели Олигархат/Схематоз, потому что в стране нет полноценного Правительства. Это место захвачено VIP-распорядителями чужого, в большей степени не избранными, а назначенными. Они пользуются формальными и неформальными, экономическими и силовыми инструментами власти для личного обогащения, разрушая доверие к стране, усугубляя положение наших героев на фронте, укрепляя решение миллионов украинцев навсегда остаться за рубежом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев