ПАСХА. Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу (малый формат). В Издательстве Московской Патриархии выпущен дополнительный тираж богослужебной книги «Пасха». (Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу) малого формата. Книга содержит службы Постной и Цветной Триоди, начиная с пасхальной полунощницы и до Литургии Светлой субботы. В книгу включены все апостольские и евангельские чтения Светлой седмицы, молитвы на благословение и на раздробление артоса, «Молитва во еже благословити брашна мяс» и «Молитва во еже благословити сыр и яица», последование молебна, а также последование отпевания усопших в Светлую седмицу, поскольку оно содержит в основном пасхальные песнопения. Все богослужебные тексты приводятся в традиционной редакции, которая привычна для священно- и церковнослужителей и содержится в Триоди Постной и Цветной, Октоихе, Требнике и других книгах Издательства Московской Патриархии. После богослужебных текстов в книге помещены развёрнутые уставные комментарии, а также заметки по истории пасхальной службы. Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Купить книгу «Пасха». (малый формат): https://rop.ru/shop/product/pasha-malyy-format-1
    0 комментариев
    1 класс
    1 ОКТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ПОЧИТАЕТ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» 1 октября Церковь почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия следует, что история иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед ней. Наиболее известен случай, описанный святителем Димитрием Ростовским. Событие произошло в Москве, в начале XVIII века. Как повествует благочестивое предание, один священнослужитель по имени Викентий тяжело заболел. Пролежав некоторое время в постели и окончательно ослабев, мужчина с каждой минутой приближался к кончине и уже потерял надежду на выздоровление. При этом смиренный слуга Христов не переставал молиться Пресвятой Богородице. Он не просил об исцелении, а только каждый час благодарил Пречистую Деву и прославлял Ее словами из Евангелия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!». Священнослужитель уже готов был отойти ко Господу, но Он решил через этого человека прославить Свою Пречистую Матерь. Комнату, где лежал болящий, вдруг наполнило дивное сияние, в котором явилась Богородица. Она была облачена в царское одеяние и держала в руке скипетр. Ее сопровождал лучезарный юноша в белом — ангел-хранитель Викентия. Ангел молил Божью Матерь исцелить мужчину. Дева вняла этим просьбам. Она подошла к постели, коснулась умирающего клирика своим жезлом, и свершилось чудо: недуг стремительно покинул священнослужителя. Целительница, вернувшая человеку здравие, исчезла, а сам удостоенный небесной милости служитель алтаря вскоре окреп настолько, что уже через несколько дней вернулся к храмовому служению. И всем рассказывал о встрече с Царицей Небесной. В память об этом случае и была написана икона «Целительница». Говорят, что кроме этого чудесного события московское изображение имеет еще более древний прототип — икону IV века, написанную в Иберии (современной Грузии) во времена равноапостольной Нины. Теперь уже неизвестно, как выглядел грузинский оригинал. Однако иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике Целительницы, склонившейся над ложем больного, в России очень полюбились народу. Чаще всего образ «Целительница» встречается в больничных храмах, богадельнях, палатах клиник или госпитальных часовнях. История же, описанная Димитрием Ростовским, являет нам пример истинной веры и смирения. Болящий с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины, ничего не прося ни у Господа, ни у Его Пречистой Матери. Но исцеление все же произошло — по заступлению ангела-хранителя и стало ответом Богородицы на смирение страждущего. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    1 ОКТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ПОЧИТАЕТ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» 1 октября Церковь почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия следует, что история иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед ней. Наиболее известен случай, описанный святителем Димитрием Ростовским. Событие произошло в Москве, в начале XVIII века. Как повествует благочестивое предание, один священнослужитель по имени Викентий тяжело заболел. Пролежав некоторое время в постели и окончательно ослабев, мужчина с каждой минутой приближался к кончине и уже потерял надежду на выздоровление. При этом смиренный слуга Христов не переставал молиться Пресвятой Богородице. Он не просил об исцелении, а только каждый час благодарил Пречистую Деву и прославлял Ее словами из Евангелия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!». Священнослужитель уже готов был отойти ко Господу, но Он решил через этого человека прославить Свою Пречистую Матерь. Комнату, где лежал болящий, вдруг наполнило дивное сияние, в котором явилась Богородица. Она была облачена в царское одеяние и держала в руке скипетр. Ее сопровождал лучезарный юноша в белом — ангел-хранитель Викентия. Ангел молил Божью Матерь исцелить мужчину. Дева вняла этим просьбам. Она подошла к постели, коснулась умирающего клирика своим жезлом, и свершилось чудо: недуг стремительно покинул священнослужителя. Целительница, вернувшая человеку здравие, исчезла, а сам удостоенный небесной милости служитель алтаря вскоре окреп настолько, что уже через несколько дней вернулся к храмовому служению. И всем рассказывал о встрече с Царицей Небесной. В память об этом случае и была написана икона «Целительница». Говорят, что кроме этого чудесного события московское изображение имеет еще более древний прототип — икону IV века, написанную в Иберии (современной Грузии) во времена равноапостольной Нины. Теперь уже неизвестно, как выглядел грузинский оригинал. Однако иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике Целительницы, склонившейся над ложем больного, в России очень полюбились народу. Чаще всего образ «Целительница» встречается в больничных храмах, богадельнях, палатах клиник или госпитальных часовнях. История же, описанная Димитрием Ростовским, являет нам пример истинной веры и смирения. Болящий с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины, ничего не прося ни у Господа, ни у Его Пречистой Матери. Но исцеление все же произошло — по заступлению ангела-хранителя и стало ответом Богородицы на смирение страждущего. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    ПАТРИАРХ — ДЕТЯМ. Верить и благодарить. Вышел православный календарь школьника на 2026 год. В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный календарь школьника на 2026 год «Патриарх — детям. Верить и благодарить». В настоящем издании рассказывается о том, насколько каждому человеку жизненно необходимо верить в Господа и быть благодарным и Ему, и ближним. Календарь предназначен для детей школьного возраста и призван сориентировать ребёнка в системе церковных праздников и постов. В издание вошли молитва святых Оптинских старцев, молитва перед учением, молитва после учения, а также выдержки из слов Святейшего Патриарха Кирилла. На последних страницах издания можно записать своё расписание дополнительных уроков и кружков. ПРЕДИСЛОВИЕ: Дорогие дети! Благодарение Богу — это признак и непременное условие подлинной религиозной жизни человека. Каждое благодарение Господу — это маленький шаг к Нему навстречу, а чем ближе мы к Нему, тем больше изливается на нас Его милость, Его благодать, Его сила. Нельзя только просить — нужно непременно благодарить и через благодарение Богу приближаться к Нему, а значит, и получать дары Господни. Настолько важно благодарение Богу, что величайшее богослужение — Святая Евхаристия — и означает благодарение. Греческое слово «евхаристо» — это «спасибо». Литургия — это когда мы говорим «спасибо» Господу, когда мы благодарим Его за всё. За то, что Он создал мир, за то, что мы есть в этом мире, за то, что мы собираемся как община, приносим Бескровную Жертву и через вкушение Тела и Крови Господа соединяемся с Ним и получаем великую благодатную силу. Самое важное богослужение Церкви — это богослужение благодарения, а поскольку так, как же важно благодарение Богу и в нашей личной жизни! Но не только Богу. Господь призывает нас к тому, чтобы мы не забывали благодарить и друг друга. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/patriarh-detyam-verit-i-blagodarit-pravoslavnyy-kalendar-shkolnika-na-2026-god
    0 комментариев
    1 класс
    30 СЕНТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ МУЧЕНИЦ ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ И МАТЬ ИХ СОФИЮ 30 сентября православные верующие почитают святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию. Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ. «У нас есть Бог Небесный, – ответил они, – его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа». Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», – сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу. Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни. В храме Софии Премудрости Божией на Лубянке в Москве хранится большая часть мощей святой Софии Римской. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ЖИВАЯ ПАМЯТЬ: СВЯТЫЕ И МЫ Книга посвящена святым угодникам Божиим, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской XX века. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает, какое значение они имеют для современных людей, почему нужно помнить и почитать их, чему мы сегодня можем у них научиться и почему так важно войти с ними в молитвенное соприкосновение. Издание осуществили Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви совместно с Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/zhivaya-pamyat Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    2 класса
    МЕСЯЦЕСЛОВ ДЛЯ ПРОСКОМИДИИ НА 2026 ГОД В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2026 год». Как следует из названия, это издание для священнослужителей, специально разработанное и адаптированное для использования при совершении проскомидии. Особенности этого Месяцеслова по сравнению со стандартными месяцесловами и календарями заключаются в следующем. Из формуляра обычного месяцеслова убраны указания уставных чтений, указания празднований в честь икон Божией Матери и другие события, не относящиеся к поминовению святых. Оставлены только названия праздников, недель, седмиц, особых дней, предпразднств, попразднств и т.п., чтобы можно было удобно ориентироваться в календарной сетке не только по числам. Названия дней отнесены от чисел вправо и заключены в кружочки для лучшего их восприятия глазом. Напечатан Месяцеслов на мелованной матовой бумаге полноцветной печатью, что позволило использовать разные цвета, а не только черный и красный. Начало месяца по старому и новому стилям выделяется цветной пастельной заливкой. Начинается Месяцеслов с января и заканчивается 31 декабря по новому стилю. Также для улучшения восприятия введен намеренный контраст между надписаниями дней и списком святых этих дней. В будних днях надписания голубого цвета, а святые черного. В праздничных днях надписания ярко-красного цвета, а святые бордового. Фамилии новомучеников, века и года кончин, а также второстепенные словосочетания «обретение мощей», «перенесение мощей», «прославление...», «воспоминание...» и т.п. оформлены уменьшенным светлым шрифтом (серым в буднях, бледно-розовым в праздниках), что позволяет удобно «выхватывать» глазами только нужную для поминовения информацию. Указания о Литургии — положено или не положено служить Литургию, и если положено, то какую, — даны курсивом зеленого цвета мелким кеглем. Над непривычными и сложными именами и топонимами проставлены ударения согласно месяцеслову Служебника. Теперь называть и перечислять непривычные для русского глаза имена гораздо легче. Все памяти событий перестроены в прямые поминовения. Например, было «Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786)» — стало «Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (перенесение мощей, 1786)» (и так же с многочисленными обретениями мощей). Было «Воспоминание III Вселенского Собора (431)» — стало «Святых отцов III Вселенского Собора (431)» и т.д. В Соборах святых слово «Собор» заменено на слово «Всех»: «Всех Липецких святых», «Всех святых Санкт-Петербургской митрополии», «Всех новомучеников и исповедников...» и т.п. Подавляющее большинство дней расположены в пределах страницы или разворота. Но если список святых дня не умещается на одной странице и продолжается на следующей, то в конце текущей страницы поставлена заметная стрелка зелёного цвета. Особенно она важна при переносе с правой страницы на левую страницу следующего разворота. Если мы видим зеленую стрелку, значит перечисление святых еще не закончено и нужно листать. Иногда, с целью уместить в страницу день, приходится убирать абзацы и верстать текст в подбор, в этом случае проставлены заметные точки в тех местах, где должен быть абзац. Книга сделана в виде блокнота формата А5 (145 х 210 мм) на пружине. Это позволяет полностью перекидывать страницу на другую сторону, не «утолщая» блок в корешке. Пружина принципиально металлическая, чтобы обеспечить устойчивость к разным механическим воздействиям и чтобы у блокнота было нечто от церковной утвари, поэтому пружина золотого цвета. Когда бумага тонкая, при перелистывании часто захватывается два листа, что создаёт неудобную возню. У «Месяцеслова для проскомидии» плотность бумаги — 150 г, это создает дополнительное удобство в захватывании листа при перелистывании. Формат блокнота А5 — ни большой, ни маленький — даёт возможность или положить блокнот слева от тарелочки, или взять в руки, не боясь им ничего задеть. Можно и поставить его в конце жертвенника, если позволяет его площадь и расстановка сосудов (чтобы не загораживался дискосом). Сторонки блокнота напечатаны на плотной бумаге и заламинированы с двух сторон, внешние углы для практичности скруглены. Книга прошла апробацию во многих храмах и очень полюбилась священникам своим удобством и наглядностью. Помимо проскомидии её используют также и для поминовения святых на отпусте. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/mesyaceslov-dlya-proskomidii-na-2026-god Купить «Месяцеслов для проскомидии на 2026 год» (Интернет-Магазин): https://rop.ru/shop/product/mesyaceslov-dlya-proskomidii-na-2026-god
    0 комментариев
    1 класс
    ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове 27 сентября 2025 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Крест для погибающих юродство, а для спасаемых — сила Божия (см. 1 Кор. 1:18). Вот что мы слышим сегодня из апостольского слова. А что такое юродство? В нашем национальном понимании юродивый — это чудак, психически не совсем стабильный человек, но в общем добрый, хороший. Это восприятие юродства в значительной степени определяется нашей культурой, нашей литературой, да и нашей аскетикой, нашим неизменно милостивым отношением к слабым, больным, даже не вполне адекватным. Но вообще-то юродивый — это безумец, сумасшедший, ненормальный. Вот давайте на этом сейчас сосредоточим внимание, отклоняясь от нашей традиционной трактовки юродства. Итак, юродивый — сумасшедший. Что мы слышим в сегодняшнем Апостоле? Для большинства людей крест — это юродство, то есть сумасшествие. Если на этом поставить точку, то, стало быть, нет никакого христианства и никакого спасения. Но далее апостол говорит: а для нас, спасаемых, — сила Божия. Теперь давайте совместим два этих понятия — сумасшествие и сила Божия. Неужели Господь воспринял на Себя некое юродство, для того чтобы совершить Свою миссию? Господь не был юродивым, мы все это знаем, но ведь Его путь с точки зрения так называемого здравого смысла был действительно безумным. Он бросил вызов всему тогдашнему укладу, тогдашнему религиозному формализму, то есть Он выступил против всего, что было основой религиозной жизни людей Его времени. Конечно, Он был юродивым для книжников, фарисеев, мудрецов, которые считали себя духовными вождями иудейского народа. Кто Он? Откуда? Сын плотника — и что-то еще говорит! Тем более потом, когда по злой воле тех же книжников и фарисеев Он был подвергнут страшной казни на кресте — это ведь воспринималось как полное поражение, свидетельство полной несостоятельности. Все, о чем Он говорил, чему учил, даже чудеса, которые Он совершал, — все было обнулено. На кресте висел государственный преступник, а по-человечески неудачник, от Которого нужно быть подальше. И все разбежались, включая апостолов. Но ведь они все видели, знали, они слышали Его слова, они были свидетелями Его чудес! Почему же в этот момент не вспомнить обо всем? Однако не могли вспомнить страха ради иудейска (Ин. 19:38). Страх сковал сознание, волю, чувства, и только любимый ученик Иоанн вместе с Матерью Спасителя, Пречистой и Преблагословенной Царицей Небесной, стоял у Креста. Вся та парадоксальная мудрость, которая является в Кресте Господнем, составляет основу нашей веры. Ведь наша вера — это не про силу, не про богатство, не про власть. Здесь не учат, как стать богатым, как стать властным, как продвинуться по служебной лестнице, как получить побольше полномочий — здесь никто никогда ни к чему подобному призывать не будет. Но здесь могут говорить о юродстве как о некоем совершенстве, когда человек под видом ментальной неспособности скрывает свой жизненный подвиг, полностью предавая себя на волю Божию и отказываясь от всякой человеческой протекции, будь то политическая, административная или финансовая. Человек от всего отказывается, уповая только на волю Божию. Расскажите об этом многим нашим современным преуспевающим людям! У виска пальцем покрутят: «Как же так? Ни денег, ни положения — нет, это не про меня»; потому и чувствуют несовместимость с православной верой. Но это глубочайшая ошибка, и доказательством тому — невероятная цивилизационная победа христианства над всей мощью языческой Римской империи с ее наукой, философией, правом, которое до сих пор в университетах изучается, с ее действительно мировой силой. Но где сейчас эта Римская империя? А крест Христов, который считался безумием в Римской империи, так и стоит. Не только над Голгофой — он стоит над всем миром. Сила Креста привлекла огромное количество жителей всей нашей планеты. Мы сейчас не говорим о богословских различиях — речь о самом феномене веры в Христа Распятого. Это действительно самая большая религиозная община в мире, несмотря на то, что многие силы работали, работают и будут работать над тем, чтобы деморализовать эту общину, ослабить, разделить при помощи различных толкований основ веры — все это было, есть и наверняка будет. Но мы, православные люди, прошедшие через особые испытания, — не нынешнее благополучное поколение, а наши отцы и деды — мы-то знаем, чего стоила верность Христу нашим старшим поколениям. Я уже рассказывал о своем деде. Этот человек, ни в чем не повинный, прошел 47 тюрем и множество лагерей только потому, что верил в Бога, был православным и боролся с так называемым обновленчеством, квазицерковью, которой безбожная власть хотела заместить веру православную. Но ведь таких, как он, были тысячи! Вот на крови этих мучеников и созидается Церковь Божия, и, думаю, во многом их молитвами хранится вера в нынешних поколениях русских людей, живущих в нашей благословенной стране. Сегодняшние воспоминания, конечно, связаны с такими понятиями, как боль и страдание. Многим это очень тяжело понять, особенно людям, которые ориентированы на благополучие, на комфорт. Собственно, в этом нет никакого греха — человек работает, получает хорошие деньги, у него семья, дети, и обеспечение их всем необходимым совершенно нормально. Но при одном условии: все это нормально и допустимо, если основное целеполагание не сводится к материальному благополучию, если основное целеполагание связано с устремлением ввысь, в небо, к Богу. Если человек так строит свою жизненную траекторию, он наследует Царствие Божие, но благополучен и в земных своих делах, потому что честный пред Богом человек честен и перед ближними своими. И молящийся человек может опираться не только на свои силы, но обретает возможность опираться на силу Божию. День воспоминания о страданиях Спасителя, когда мы преклоняем свои главы перед крестом Господним, очень важен для нас. Во-первых, потому, что именно крест спасает нас, ибо крестом Господь спас род человеческий. Но в этом также указание на то, что кресты, возлагаемые на нас Его Промыслом, то есть наши скорби и страдания, могут быть спасительными. Это не значит, что мы должны навлекать на себя эти страдания — нет! Надо молиться, чтобы Господь ограждал нас от скорбей, болезней. Но если Господь посещает нас скорбью, мы не должны впадать в смятение, мы не должны терять веру. Мы должны принимать эту скорбь и отвечать на нее не своими причитаниями, но глубокой верой и молитвой ко Господу. И надо помнить, что все кресты, которые возлагаются на нас, — это наши кресты; это Господь возложил на нас эту скорбь и это страдание. Другой разговор, если скорби происходят от наших грехов. Вспоминаю, как я жил в Ленинграде, в скромной родительской квартире, а по соседству жила молодая женщина, активная, работоспособная. Время от времени она и в храм ходила, а еще любила ко мне прийти и поплакаться. Как-то приходит и говорит: «Вот ты в семинарии работаешь, должен знать. Я к Николаю Чудотворцу ходила-ходила, а Борьку посадили!» А Борька был ее муж, который проворовался. К чему я это говорю? К тому, что Господь не спасает нас от всех скорбей. Те скорби, которые происходят от наших грехов, нашей неправды или нашей глупости, мы должны нести до самого конца, пока они не будут исчерпаны нашей молитвой и нашим покаянием. Размышления о Кресте Господнем, конечно, связаны с размышлениями о смысле нашей жизни. Можно ли считать, что смысл жизни — в наслаждениях, радости, веселом времяпрепровождении, зарабатывании денег, их немедленной трате на себя любимого? Но тогда человек теряет смысл жизни, если всего этого лишится, а это самая страшная трагедия. Все было хорошо, на машине ездил, дом, дача, работа, все благополучно — и вдруг ничего нет! Некоторые действительно в петлю залезают, но ведь это не путь! Потому что петля — это путь в вечные страдания, в вечную муку, в вечный ад. Так вот, для того чтобы не было таких угрызений совести, сознания того, что ты неудачник, мы должны нашу работу, наше учение, вообще всю нашу жизнь соединять с самым главным — с верой в Господа и с нашей молитвой. Ведь если мы в союзе с Богом, если мы верим в Него, если мы обращаемся к Нему за помощью, то Он нам отвечает. А если бы не отвечал, никто бы из нас сейчас в этом храме не стоял. Зачем это надо, если никто не отвечает и не помогает? Но мы верим в Бога, потому что каждый из нас, в той или иной степени, этот ответ от Господа в какой-то момент жизни получил или очень близок к тому, чтобы получить. Обращаясь к теме креста, хотелось бы еще и еще раз сказать: крест может быть орудием пытки, а может быть путем к Богу. Все зависит от того, как мы воспринимаем наши скорби и страдания. Если воспринимаем с верой в Господа, с упованием на Его Промысл, если нас не покидает вера, если мы сопровождаем скорбные дни горячей молитвой, то Господь выводит нас из этих трудностей, снимает с креста и мы становимся еще более сильными, чем до того, как на него взошли. А ропот, скорбь, разочарование, упреки, осознание себя неудачником по жизни — это не от Бога, это от диавола. От этого нужно убегать как можно быстрее, потому что в таком восприятии жизни нет никакого спасения, а одна только гибель. Праздник Воздвижения учит нас тому, что крест Христов есть мерило истины, мерило праведности. Он помогает человеку точно определить, по правильному ли пути он идет или нет. Но Крест Христов — еще и сила, которая происходит от Самого Бога. И когда мы призываем крест Господень, когда мы осеняем себя этим крестом, когда мы верим в искупительную силу Господа, мы привлекаем не человеческую силу, не силу той или иной политической партии, правительства или армии, а мы привлекаем силу, превышающую всякую человеческую силу, — силу Божию. Вот почему один древний византийский церковный гимн начинался словами «прославим крест Господень, силу нашу, упование наше». И дай Бог, чтобы эта молитва ко Господу Распятому сопровождала нас не только во времена тяжкие, когда мы действительно проходим через трудности, но и тогда, когда мы радуемся, когда у нас светло и хорошо на сердце. И тогда, обращаясь ко Господу, нужно вспомнить: если есть радость, которую мы обрели от Бога, то благодаря тому, что Он взошел на Крест. Силой креста Господня да хранит Господь народ наш, Церковь нашу, власти, воинство и каждого, кто с верой и надеждой обращается к кресту Господню как символу, знаку и орудию нашего спасения. Аминь. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Библия — главная книга христиан, поэтому для официального издательства Русской Православной Церкви выпуск библейских текстов является главным делом. Прежде всего речь идет о Библии на русском языке в синодальном переводе, впервые опубликованном в 1876 году. Издатели не ставят перед собой задачи делать новые переводы, но стараются донести до всех чад Церкви библейский текст, освящённый традицией и благословлённый Священноначалием. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/bibliya-knigi-svyaschennogo-pisaniya-vethogo-i-novogo-zaveta ЧИТАТЬ БИБЛИЮ ОНЛАЙН Ветхий Завет: http://calendar.rop.ru/bibliya1/01gen01.html Новый Завет: http://calendar.rop.ru/bibliya1/51mf01.html
    0 комментариев
    1 класс
    29 СЕНТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕСТВУЕТ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ» 29 сентября Православная Церковь празднует память чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение». В этот день вспоминается перенесение образа с Каменного озера в соборный Троицкий храм Пскова (1420). В 1420 году, во время сильнейшего голода в Псковском княжестве, недалеко от Каменного озера местными жителями была найдена икона Богородицы. Считается, что Матерь Божия даровала псковичам Свой чудотворный образ в утешение и помощь, а также для того, чтобы люди могли молиться перед ним о своих бедах. В 1426 году от иконы было явлено знамение, которое дошло до нас в псковских летописях: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородицы, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков провадили икону Пречистыя, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии». Это знамение было не случайным, так как вскоре Псковская земля снова испытала сильный голод, потом пожары опустошили сам Псков и в это же время к городу подошел с войском литовский князь Витовт. С Каменного озера икону перевезли в Псков и поместили в соборном Троицком храме. Именно в память этого перенесения и был установлен день празднования образа – 29 сентября (16 сентября по ст. ст.). С этого момента образ Божией Матери «Призри на смирение» стал одним из самых почитаемых псковичами. До наших дней этот древний образ не дошел. В XIX веке упоминаний об иконе Богородицы из Троицкого храма уже не встречается. Возможно, она была утеряна в результате одного из многочисленных бедствий, сотрясавших тогда всю Русь. Уже в наше время, в 1992 году, один из списков образа Божией Матери «Призри на смирение» был передан в дар возрождавшемуся Киевскому Свято-Введенскому мужскому монастырю. Специально для иконы был сделан киот, и она была помещена в храме недалеко от иконостаса. Летом 1993 года при подготовке иконы к реставрации с нее была снята рама со стеклом. Потемневшая, на первый взгляд, икона оказалась сохранившей все свои цвета. Однако чудо было в другом. С обратной стороны стеклянного покрытия был обнаружен отпечаток образа, в точности передававший оригинал. Исследования показали, что этот отпечаток является нерукотворным. Отображение на стекле также поместили в киот. По молитвам людей к Богородице перед Ее образом «Призри на смирение» стали происходить исцеления. На основе официально засвидетельствованных случаев выздоровления, Священный Синод Украинской Православной Церкви 22 ноября 1995 года постановил почитать образ Божией Матери «Призри на смирение» чудотворным. Из наиболее известных случаев исцеления по молитвам к этой иконе выделяются: исцеление беременной женщины, заболевшей гепатитом; мальчика, получившего сильнейшие ожоги тела (для исцеления его помазали освященным у иконы елеем); слепой женщины. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    29 СЕНТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ МУЧЕНИЦУ ЛЮДМИЛУ ЧЕШСКУЮ 29 сентября Православная Церковь почитает святую мученицу княгиню Людмилу Чешскую. Святая мученица Людмила, княгиня Чешская, была выдана замуж за Чешского князя Боривоя. Супруги приняли Святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, от нее имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в город Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
    27 СЕНТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ ПРЕСТАВЛЕНИЕ КО ГОСПОДУ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА 27 сентября Православная Церковь вспоминает преставление ко Господу одного из из трех Вселенских учителей - святителя Иоанна Златоустого. Святого назвали Златоустом, потому что его проповеди были удивительны не только для его современников. Они глубоко содержательны и спасительны для верующих всех веков христианства, в том числе и для нас. Родился святой в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Анфуса не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество. Уже в юности святитель стал блестящим проповедником, и за редкий дар боговдохновенного слова паства назвала его Златоустом. Для лучшего понимания христианами Священного Писания он создал множество бесед на отдельные тексты Библии и толкования на многие книги Священного Писания, а также составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя. В 398 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст в присутствии императора и множества епископов, при огромном стечении народа, был рукоположен Александрийским патриархом Феофилом в сан архиепископа Константинополя. В годы своего архипастырьского служения все свое содержание как епископа он отправлял в несколько больниц и две гостиницы для паломников. Обличая распущенность столичных нравов, святитель вызвал ненависть со стороны знати и самой императрицы. За это он был приговорен к изгнанию. Святой Иоанн перенес ссылку в Армению, а затем, в 404 году, в Абхазию, которую уже не пережил. Святитель скончался в изгнании, истощенный болезнями. Перед кончиной, по Преданию, он произнес слова «Слава Богу за все!» Так Иоанн Златоуст поблагодарил Господа за все, в том числе и за скорби. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    1 класс
Фильтр
  • Класс
Показать ещё