В 16 лет вошёл в осетинскую литературу мастер дигорского слова Оскар Гибизов. Вошёл с тем, чтобы совсем ненадолго сверкнуть, как живущий на земле человек, и сверкать долго-долго, как поэт со своим видением мира. Книга лирики «Слеза в глазу колыбели» увидела свет уже после трагической гибели автора, и обратила на себя внимание как творческой интеллигенции, так и широкого круга читателей.
В разные годы о творчестве Оскара Гибизова отзывались Васо Малиев, Савкудз Агузаров, Таймураз Агузаров, Борис Хозиев, Энвер Хохоев, Денис Бугулов, многие другие коллеги по перу. «Феномен Оскара, как художника слова и неординарной личности, не разгадан, и вряд ли подобное когда-либо случится. И в этом ничего удивительного нет, ибо имеем дело с настоящим поэтом и предельно сложной натурой. Покойный жил в своём собственном мире картин и звуков. Был ли он выдуман им самим или нет, трудно сказать. Вполне могло быть, что его окружало то же самое, что и остальных, но виделось ему иначе…» — правдивость этой характеристики Руслана Бабочиева сполна ощутят все те, кто возьмёт в руки новую книгу Оскара Гибизова «Хори цæстисугтæ» («Слёзы солнца»), увидевшую свет в издательстве «Ир».
Автору и через почти три десятка лет после смерти есть, что сказать читателю, потому как в семейном архиве хранились рукописи: не публиковавшиеся стихи (в том числе написанные на русском языке), афоризмы, прозаические опыты, письма к любимой девушке, писательские дневники… Благодаря кропотливой работе составителя и автора предисловия Виталия Колиева, а также редактора книги Милуси Будаевой весь указанный материал систематизирован, дополнен обстоятельными литературно-критическими статьями и стихотворениями-посвящениями, и теперь доступен как нынешним, так и новым поколениям почитателей таланта творца.
А их, можно не сомневаться, будет только больше, потому как поэт Оскар Гибизов продолжает раскрывать необычные грани своего таланта, удивляя и ошарашивая, заставляя задуматься и восхищаться тонкими наблюдениями, неожиданными сравнениями и образами, способностью глубоко проникать в суть жизненных явлений, что вроде как не присуще парню его возраста.
Что поделать, судьбой было отпущено всего-то 33 года, и необходимо было оставить родному народу Слово…
Удалось, состоялось, прозвучало, что даёт ещё большую пищу для размышлений исследователям-литературоведам, пытавшимся отнести творчество героя нашего рассказа к определённому художественному направлению — модернизму, символизму, экспрессионизму и даже сюрреализму. Эдакий синтез выразительных средств, что уже завораживает, притягивает, обещает одарить разгадкой не одной тайны мироздания. Высокопарно? Возможно. Переоценка таланта? Кому как покажется. Но ведь взялись же откуда-то у строк поэта силы и энергия для подобных утверждений!
Выводы можно и нужно делать каждому для себя, внимая «Слёзам солнца». И таким, к примеру, рассуждениям автора, взятым из писем Оскара Гибизова к трепетно любимой К.: «Известно, что мы с течением времени начинаем чувствовать неприязнь к человеку, которому нам приходится говорить неправду. Начинаем ненавидеть его за то, что он, может быть сам того не подозревая, становится помехой, устранить которую возможно только ложью. И чем труднее нам выдумывать очередную неправду, тем ненавистнее становится нам тот человек, который вольно или невольно заставляет нас делать это и тем самым ограничивает нашу свободу»; «Одиночество, обостряя наши чувства и эмоции, помогает нам в то же время пристальнее и глубже вглядеться в себя, спокойнее и хладнокровнее отнестись как к внешним событиям, так и к внутренним переживаниям. Содеянное когда-то в спешке и сгоряча сейчас, при спокойном рассмотрении, предстаёт перед нами в новом свете, и многое из того, чем мы готовы были тогда гордиться и восхищаться, становится поводом для томительных переживаний, а то, что, казалось бы, должно было служить вечным укором совести, преисполняет теперь наше сердце чувством удовлетворения и отрады».
Пусть уважаемый читатель будет лишён мук жизни в мире обмана, а также одиночества в трагическом понимании этого слова. Диалог с поэтом вполне может уберечь от подобных явлений, если, конечно, собеседник-современник не настроен учиться исключительно на собственных ошибках…
Тамерлан ТЕХОВ
#ИздательствоИр #ПечатьОсетии #ЧиныгуадзæнИр #ЧитатьМодно #НаКнижнойПолке #ОскарГибизов #КнижныеНовинки #КæсæмИронау
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев