В отличие от обитателей степей Скифии жители лесостепи в своих городищах сооружали храмы. Такое святилище VI—V вв. до н. э. было открыто на Вельском городище. Геродот сообщает также сведения о богах Европейской Скифии. Скифских богов он описывает, часто используя имена и функции богов греческих. Среди богов выделялись три главных: Табити, Папай, Апи По мнению Геродота, скифы больше всех почитают Табити, богиню огня, домашнего очага; греческий историк называет её по гречески - Гестией. Папай и Апи (по гречески Зевс и Гея) были супругами и являлись, по легенде, прародителями скифов. Апи была покровительницей земли и нередко описывалась и изображалась как змеиногая богиня. Но представления скифов о богах были гораздо сложнее, чем это описывает Геродот. Известный российский учёный Дмитрий Раевский полагает, что три великих скифских бога могли одновременно олицетворять и три великие стихии, и три зоны, из которых, как считали скифы, состоял Космос-Мир. Табити — огонь — весь Мир в целом, а также посредник между мирами, передающий жертву от людей к богам. Папай — небо — верхний мир. Апи — земля (вода) — нижний (подземный) мир.
Геродот упоминает и иных божеств: Аргимпасу, или Артимпасу (Афродиту Уранию), Гойтосира, или Ойтосира (Аполлона) и ещё двух персонажей, которым он даёт только греческие имена Ареса и Геракла. Аргимпаса олицетворяла богиню плодородия, возможно, почиталась как божество жизни и смерти. Гойтосир, вероятно, считался богом ветра, бури и грозы, покровителем скота. Арес был богом войны. Геракл выступал в качестве победителя чудовищ и одного из прародителей скифов. По мнению Раевского, эти четыре божества представляли собой низший «разряд» богов и были связаны со средней зоной Космоса, с миром людей. Кроме семи верховных божеств, которых почитали все скифы, царские скифы приносили жертвы ещё одному богу — Тагимасаду (по-гречески Посейдону). Он являлся, вероятно, божеством водной стихии.
Нет комментариев